Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года




НазваниеДоклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года
Г.М. профессор кафедры управления проектами и программа
Дата03.12.2012
Размер1.74 Mb.
ТипДоклад


Комментарии Всемирного банка на промежуточный доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года


Работа заслуживает высокой оценки!

  • Прекрасно подготовленный документ

  • Группа специалистов Банка представляет свои комментарии по каждому разделу

  • Пересмотреть план презентации?





Особо важные направления: План презентации

  • Увеличение расходов?

    • Анализ фискального пространства
  • Необходимость повышения эффективности …. до того, как Минфин скажет «да»

  • Вопросы финансирования

  • Вопросы, касающиеся системы оказания медицинской помощи

  • Управление качеством медицинской помощи



Фискальное пространство для здравоохранения

  • Налогово-бюджетный резерв, который может быть использован для увеличения государственных расходов на здравоохранение без ущерба для макроэкономической стабильности



Фискальное пространство для здравоохранения



Российская Федерация



Российская Федерация



Благоприятная ситуация по сравнению с Евросоюзом



Рост доли государственных расходов на здравоохранение по мере увеличения доходов



Однако ... объемы прямой оплаты населением медицинских услуг в Российской Федерации все еще высоки



Однако ... так не всегда происходит в Российской Федерации и Восточной Европе



Фискальное пространство для здравоохранения



Российская Федерация

Доля государственных расходов в ВВП

Изменение доли расходов на здравоохранение в государственных расходах



Источники фискального пространства для здравоохранения

  • Полезным вариантом могут являться целевые налоги

    • Часто критикуются с позиций государственного финансирования, но представляют собой популярный вариант решения проблемы для различных стран.
    • Таиланд использует «налоги на пороки» (табак, алкогольные напитки, азартные игры) с целью финансирования системы здравоохранения.
    • В Гане 2,5% от взимаемого НДС поступает в фонд медицинского страхования.

    • В соответствии с новым законом Российская Федерация уже увеличила размер целевых налогов.
    • Существует ли возможность в будущем повысить «налоги на пороки»?


Налоги на табак



Фискальное пространство для здравоохранения



Российская Федерация Избыток врачей и больничных коек

Врачи

Российская Федерация в сравнении с Европейским Союзом



Фискальное пространство для здравоохранения Более слабая нагрузка на страны с формирующимся рынком



Исследование МВФ (2011 г.)

Воздействие реформ здравоохранения в странах с развитой экономикой

....... которые позволят обеспечить реальное и соразмерное сдерживание прогнозируемого роста государственных расходов



Страны с переходной экономикой

  • Многие страны (Эстония, Венгрия, Латвия, Россия и Украина) успешно сдерживают рост расходов на основе проводимых реформ, в частности, путем создания единого фонда медицинского страхования и глобального бюджета

  • Существуют возможности для проведения дополнительных реформ на микроуровне, например, реформы оплаты медицинской помощи в целях стимулирования более эффективного оказания услуг (профилактических и первичной медицинской помощи)

    • Наиболее эффективное средство сокращения количества больничных коек и средней продолжительности пребывания в стационаре
  • Важное значение имеет также здоровый образ жизни



Доклад о состоянии здравоохранения в мире: Сколько можно сэкономить?



ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ



1) РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ



Зачем реформировать систему оплаты стационарной помощи ?

  • В целях введения общей «валюты» для

    • обеспечения прозрачности  оценки результатов работы  сравнительного анализа экономической эффективности,
    • распределения средств бюджета,
    • планирования мощности,
    • оплаты ( эффективность)


Смешанные модели оплаты стационарной медицинской помощи в Европе



Реформирование системы оплаты стационарной помощи в странах с переходной экономикой (нет; бюджет; КСГ и т.д.; гонорарный метод)



Эмпирические данные (1): объемы помощи и средняя продолжительность пребывания в стационаре при оплаты на основе КСГ



Эмпирические данные (2)



Прочие воздействия

  • Рационализация системы предоставления медпомощи—сокращение коечной мощности (количества коек) на 20-40% (например, в Венгрии, Кыргызстане);

  • Повышение структурной эффективности системы здравоохранения --долю расходов здравоохранения на ПМСП часто со временем можно удвоить, увеличивая их каждый год на 15 - 38% (Словения, Венгрия, Кыргызстан);

  • Повышение технической эффективности больниц—сокращение продолжительности пребывания в стационаре и сокращение объемов ненужной деятельности на 10-20%;

  • Совершенствование системы предоставления услуг и повышение качества—например, если больница не аккредитована, ее затраты на оказание медпомощи не возмещаются системой медицинского страхования;

Но…возможны незапланированные последствия…увеличение объемов, повторные госпитализации, неоказание необходимой помощи.

Роль частного страхования

  • Третья сторона

    • Подушевое финансирование с разделением рисков
  • Дополнительное страхование

    • Если есть и то, и другое, необходима нормативная “защита”
    • Не допускать «снятия сливок» (страхования только богатых и здоровых)
  • Избегать (всемерно) включения в программы ЧМС тех видов помощи, которые включены в программу государственных гарантий

    • Двухуровневая система (например, в Чили)
    • Потеря доходов
    • «Государственные» пациенты будут чаще болеть и в среднем дороже стоить


2) ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ



Как определяют и измеряют ширину, длину и глубину?

  • Определение термина ‘застрахованные’ -- право / страхование / использование услуг

  • Определение термина ‘покрываемые виды помощи’ – проблемы определения, перечни покрываемых и не покрываемых услуг, пределы, разделение затрат

  • Определение термина ‘покрываемые затраты’ – фактические издержки, включая субсидии, предоставляемые поставщиками услуг, неиспользование услуг/отсутствие затрат из-за низкого качества по мнению пациентов, низкой физической доступности, социальных барьеров и прочих ограничений для потребителей услуг



Система социальной защиты в здравоохранении Мексики (ССЗЗ)

Этой системой пользуются мексиканцы, не охваченные программами социального обеспечения. Она направлена на обеспечение доступа к медицинской помощи и финансовой защиты. Система включает три основные программы с разными страховыми пакетами и институциональными и организационными механизмами:

  • Народное медицинское страхование (Seguro Popular) / НМС

  • Фонд для покрытия экстренных расходов/ ФЭР

  • Медицинское страхование следующего поколения (Seguro Medico para una Nueva Generacion) / МССП

Мексиканцы зачисляются в программу НМС по семейному принципу. Участие в НМС дает право участникам (семьям) пользоваться услугами, покрываемыми за счет МССП и ФЭР.

* Система социальной защиты (ССЗЗ) включает в общей сложности семь программ.

Benefits Packages (BP)



Институциональные и организационные механизмы



Сильные стороны

  • Структура ССЗЗ (НМС+ФЭР) гарантирует финансирование базового страхового пакета для всех мексиканцев, не охваченных программами социального обеспечения (НМС), с постепенным расширением охвата (увеличение глубины охвата за счет ФЭР) в зависимости от бюджетных возможностей и общего развития экономической ситуации.

  • Структура СП, формировалась преимущественно с учетом имеющейся мощности для предоставления услуг и генерального плана развития инфраструктуры медицинских учреждений (с момента введения ССЗЗ было создано более 5 тысяч новых учреждений первичной медпомощи и первого уровня вторичной медпомощи).

  • Организационные условия (например, управление ФЭР на федеральном уровне) позволяют обеспечивать экономию затрат за счет масштаба.

  • Четкое определение покрываемых медицинских услуг в сочетании с информационными кампаниями и опросами клиентов для оценки их удовлетворенности, а также введение должности «менеджера услуг для застрахованного населения» (в ЛПУ) и система медицинского арбитража – открывают хорошие перспективы для повышения ответственности поставщиков услуг.



Слабые стороны

  • Федеральное правительство не контролирует выполнение штатами полномочий по предоставлению услуг в рамках НМС.

  • До сих пор нет четкого определения связи между услугами, которые покрываются ФЭР, и бюджетными ассигнованиями, ФЭР иногда используется в качестве источника финансирования для удовлетворения актуальных на данный момент нужд здравоохранения (например, для закупки вакцин против гриппа).

  • Нормы не отражают аспектов качества услуг (ср., например, с программой «AUGE» в Чили).

  • Разработка клинических руководств и протоколов находится в зачаточной стадии.



Соплатежи

Плюсы

СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ



Инвестирование в медицинское образование (Постдипломное образование; переподготовка)



КООРДИНИРУЕМАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ





Что такое координируемая медпомощь?

  • Обеспечивает связь между различными поставщиками медицинских услуг на основе общей собственности или договора на 3 направлениях интеграции для предоставления координируемой медицинской помощи, обеспечения вертикальной преемственности в предоставлении услуг населению определенной категории или территории:

    • Экономическом
    • Неэкономическом и
    • Клиническом
  • Предусматривает ответственность – клиническую и финансовую - за результаты клинической деятельности и состояние здоровья обслуживаемого населения или населения обслуживаемой территории и включает системы регулирования и улучшения этих результатов.



Что НЕ относится к координируемой медпомощи?



Факторы, влияющие на системы здравоохранения



Где предоставляется медпомощь? Уровень 1: ПМСП с поддержкой/поддержка для «самообслуживания» пациентов группы низкого риска (65-80%) Уровень 2: Организация медицинской помощью пациентам группы высокого риска (15%) Уровень 3: Ведение больных с крайне сложными заболеваниями/состояниями (5%)



Overview of Health System Factors

На глобальном уровне…4 основные направления политики… являются основой политики координированной медпомощи.
    • Повышение роли ПМСП.
    • Содействие развитию инициатив в области общественного здравоохранения и повышение роли медицинского «самообслуживания» (повышение ответственности граждан за свое здоровье).
    • Создание интегрированных систем предоставления медпомощи: горизонтальная и вертикальная интеграция.
    • Протоколы ведения больных или координируемой медпомощи по заболеваниям (ведение больных).


Координируемая помощь при диабете



Как улучшить интеграцию между учреждениями ПМСП и стационарами?

  • Одним из ключевых отличий от программ ведения диабета в США является то, что, как правило, там есть отдельный менеджер по диабету, который координирует помощь пациентам. С другой стороны, в Европе в роли менеджера оказываемой помощи, как правило, также выступает семейный врач.



Как улучшить интеграцию между учреждениями ПМСП и стационарами?



Что такое координируемая помощь?



Ключевые проблемы внедрения системы координируемой медпомощи

  • Для внедрения координируемой помощи в России можно использовать разные стратегии…

  • Повышение информированности медицинских страховщиков о выгодах координируемой помощи (экономия = прибыль) и создание «инструментария» для ее внедрения.

  • Осуществление пилотных проектов использования интегрированных систем предоставления медпомощи в нескольких регионах РФ или районах с предоставлением подушевого финансирования для удовлетворения всех потребностей данного населения в медицинской помощи (больница  ПМСП). Прибыль следует оставлять в их распоряжении для дальнейшей интеграции.

  • Инициирование программ «просвещения» населения по вопросам медицинского «самообслуживания» и разработка материалов для пациентов с хроническими заболеваниями в целях повышения уровня соблюдения врачебных назначений.

  • Разработка программ ведения заболеваний с фокусировкой на наиболее приоритетных хронических заболеваниях (например, диабете, гипертонии, астме, ВИЧ).

  • Продвижение программ организации медпомощи с фокусировкой на профилактике и их пропаганда среди крупных работодателей, включая стимулы для приглашения в штат медсестер, отвечающих за организацию медпомощи.

  • Внедрение механизмов оплаты по результатам для установления связи переменных платежей ВОП с показателями их деятельности.



Ключевые проблемы внедрения системы координируемой медпомощи

  • Создание моделей координируемой медпомощи будет длительным процессом. Есть ряд конкретных подходов, которые следует использовать в рамках осуществления комплексной стратегии координируемой медпомощи.



Может потребоваться реструктуризация стационарного звена

  • Разработка единой национальной методологии составления генеральных планов больничной сети?

    • Может использоваться региональными органами власти для создания рациональной сети амбулаторных и стационарных ЛПУ в регионах
    • Соответствует общей стратегии развития системы координируемой помощи
  • Оптимальный генеральный план включает

    • Картирование в среде ГИС, оценку населения на данный момент, транспортную сеть, ЛПУ, медицинские технологии и т.д. и предложения по картированию новых ЛПУ, реструктуризации, инвестициям и т.д.
  • Перспективное видение с целевыми значениями показателей эффективной (рациональной), устойчивой и равнодоступной сети ЛПУ

    • Охватывает планы развития с их последующим использованием в качестве ориентиров для инвестиционной деятельности и реструктуризации системы здравоохранения в соответствии с общими целями политики здравоохранения
    • Существующая и новая сеть должны быть визуализированы в ГИС


Роль частных поставщиков медицинских услуг

  • Обеспечат приток капитала на рынок

  • Но могут

    • Создать двухъярусную систему
    • «Забрать себе» лучших врачей
    • Блокировать доступ для малоимущих
  • Необходимость регулирования частного сектора



Управление качеством

  • Аккредитация

  • Неправительственные организации, занимающиеся проблемами качества, при новых системах оплаты

    • Необоснованные госпитализации
    • Низкое качество при госпитализации
    • Преждевременное выписывание из больницы
    • Повторные госпитализации


Как качество отражается на оплате при системе, основанной на КСГ



Чего не хватает

  • В целом недостаточное внимание к обеспечению равнодоступности и малоимущему населению

    • Многие из предлагаемых преобразований могут отрицательно сказаться на населении с низким уровнем доходов
    • Что можно сделать для отслеживания и оценки таких потенциальных последствий?
  • Следует рассмотреть и оценить разные варианты (сценарии) включения лекарственного обеспечения амбулаторного лечения в Программу государственных гарантий

  • Многие из предлагаемых идей и преобразований выиграют в случае установления более жестких сроков их осуществления, а меры на каждом направлении можно разделить на краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (6-10 лет)

    • Особенно важно для тех, кто не работает в системе здравоохранения


Спасибо!



Похожие:

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconСреда обитания Среда обитания
Среда включает в себя все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных отношениях

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconСреда обитания (понятие и определение) Среда обитания (понятие и определение)
Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconОкружающая среда и её воздействие на здоровье человека
Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года icon«Среда обитания». Что же скрывается за этими словами? Давайте разберёмся. Среда обитания – это, всё что окружает организм

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года icon1. биосфера: область существования (среда обитания) биосфера: область существования (среда обитания)
Биосфера: область существования (среда обитания) живых форм на планете земля, включая земную кору (до

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconУ осла и соловья, у осла и соловья
Тема: «Среда обитания организмов. Экологические факторы» Среда обитания это совокупность условий жизни (экологических факторов),...

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconДоклад для экспертной группы «Управление государственной собственностью и приватизация» 27 апреля 2011 г
В какой степени выполнение этих необходимых условий может быть обеспечено общей нормативной базой корпоративного управления, в какой...

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconЖивотные и окружающая среда. Никитенко О. Д
Изучить возможные среды обитания животных и их приспособленность к среде обитания

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconОкружающая среда и здоровье человека. Здоровье человека
Чрезмерный шум городов может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, язвенной болезни,...

Доклад экспертной группы «Здоровье и среда обитания человека» Москва ноябрь 2011 года iconПубликации кафедры за 2009-2011 Публикации кафедры за 2009-2011
Канская Декларация Группы-20 ноябрь 2011 «актуальные проблемы» Правительства РФ

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница