Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования




НазваниеТема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования
в г.Глубокое<> (на русском и белорусском языках)<><><> <><><><>
Дата16.03.2013
Размер69 Kb.
ТипПрезентации


Тема 3. Замысел исследования: содержание и способы разработки

  • 1. Социальная проблема: определение, типология, требования.

  • 2. Замысел решения проблемы. Выделение объекта и предмета исследования. Обоснование актуальности. Теоретические основы исследования.

  • 3. Особенности постановки цели и задач в различных видах исследования.


1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • Проблема (греч. преграда, трудность, задача) – 1) сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; 2) ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.

  • Проблематизация – формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Проблематизация определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении.



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • Этапы проблематизации (типичный порядок):

  • 1. Построение проблемы: 1) «расщепление» ее на подвопросы; 2) группировка и определить последовательность решения подвопросов; 3) ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя с дальнейшим разграничением известного лт неизвостного в области, избранной для изучения.



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • 2. Оценка проблемы: 1) выявление всех условий, необходимых для решения проблемы (включая методы, средства, приемы, методики и т.д.); 2) проверка наличных возможностей; 3) выяснение степени проблемности (соотношения известного и неизвестного); 4) поиск аналогичных решенных проблем.



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • 3. Обоснование проблемы: 1) установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; 2) приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; 3) выдвижение как можно большего числа возражений против проблемы.



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • Типы проблем:

  • 1. Препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами. Проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию. Здесь проблема – это вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения. Пример: 1) «воздушный шар легче воздуха, поэтому полет возможен»; 2) «летательный аппарат тяжелее воздуха».

  • 2. «Ученое незнание» или знание о незнании. Пример: «белые пятна» на глобусе. «Не знаем и никогда не узнаем» (П.Дюбуа-Раймон).



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • 3. Столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же. Функция проблем данного рода описывается схемой: тезис–антитезис–синтезис. Пример: некоторые античные апории: а) в апориях элеатов упор делается на проивоположености рассудочного вывода из данных чувственного опыта: «Стрела», «Ахиллес и черепаха» и др.; б) у поздных софистов и в рамках Мегарской школы более популярными были иные формально-номинальные парадоксы: «Лжец», «Брадобрей», «Лысый», или грамматические ловушки, например, «Рогатый», где не соблюдается закон тождества, хотя это может быть незаметным на некотором этапе развития логики.



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • Требования, предъявляемые к постановке исследовательской проблемы:

  • 1. Формальные. Соблюдение правил языка, применяемого для формулирования проблемы;

  • 2. Содержательные, имеющие отношения к предпосылкам (условиям). Предпосылки должны а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного творчества; в) формулироваться ясно;



1. Социальная проблема: определение, типология, требования

  • 3. Содержательные, имеющие отношения к выдвигаемой цели. Цель должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами его достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.



2. Замысел решения проблемы: обоснование актуальности, объект и предмета исследования, теоретико-методологические основы исследования

  • Замысел исследования – это основная идея, кото­рая связывает воедино все структурные элементы мето­дики, определяет порядок проведения, исследования, его этапы.

  • Актуальность темы исследования – степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса.



2. Замысел решения проблемы: обоснование актуальности, объект и предмета исследования, теоретико-методологические основы исследования

  • Важность предпринимаемого исследования – обоснование положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.

  • Противоречие и проблема определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.

  • Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и то что пока неизвестно науке о предмете исследования.



2. Замысел решения проблемы: обоснование актуальности, объект и предмета исследования, теоретико-методологические основы исследования

  • Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

  • Предмет – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

  • «Объект – то, что содержит социальную проблему, предмет – те свойства и стороны, которые наиболее выпукло отражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, т.е. образуют полюса социального противоречия и конфликта» (В.Ядов).

  • Предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность и центральную тенденцию.



2. Замысел решения проблемы: обоснование актуальности, объект и предмета исследования, теоретико-методологические основы исследования

  • Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной.

  • Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

  • Виды задач: 1) основные – средства решения главных вопросов исследования; 2) частные – вытекают из основных.



2. Замысел решения проблемы: обоснование актуальности, объект и предмета исследования, теоретико-методологические основы исследования

  • Теоретико-методологические основы исследования – это те концепции и теории, которые легли в основу исследования. В каждой науке существуют разные научные школы, разрабатывающие подчас одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных направлениях. Эти школы могут иметь разные и даже противоположные точки зрения. Поэтому исследователю необходимо совершенно четко определить свою позицию.



3. Особенности постановки цели и задач в различных видах исследования



3. Особенности постановки цели и задач в различных видах исследования



Похожие:

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconПроблематика личности в смежных дисциплинах Социология
Личность как представитель определенной социальной группы. Главная проблема социальная типология личности

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconТема, проблема, ключевые слова Идентичность исследователя
Тема (в рабочем понимании) не источник, проблема или предмет исследования, а их выстроенное соотношение

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconТема маркетинговые исследования рынка содержание, цели и этапы маркетингового исследования
Содержание маркетингового исследования изучение требований покупателя к продукту

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования icon1. Подготовка обзора как вид аспи: определение, области применения, требования. Подготовка обзора как вид аспи: определение, области применения, требования
Способы формализации, используемые при подготовке обзора Обзор текстовое сообщение, содержащее сводную характеристику какого-либо...

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconУрок проблема текста
Проблема-это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например,: проблема окружающей среды,...

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconОпределение Определение Типология
Н. Милов (1913), Не отмеченные школьными грамматиками явления русского синтаксиа

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconАдаменко С. И лемещенко Е. Экономические системы Определение
Способы организации хозяйственной деятельности, в соответствии с которыми решается проблема распределения ограниченных ресурсов

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconНаучная работа по русскому языку Содержание презентации: Тема презентации, объект и предмет исследования
Мы используем определение Порцига: «Всё, что в пределах некоторого обязательного отношения является взаимозаменяемым, принадлежит...

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования iconТипология обществ Обществознание. 8 класс Типология
Типология – несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями

Тема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования icon2. Проблема исследования Проблема исследования
Цель исследования Понять причины использования ненормативной лексики в современном мире, свести к минимуму использование ненормативной...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница