Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса




НазваниеЛекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса
Дата11.12.2012
Размер159 Kb.
ТипЛекция


ЛЕКЦИЯ 3

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

  • И МАРКСИЗМ


ПЛАН ЛЕКЦИИ

  • Историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение

  • Научная программа К.Маркса

    • компромисс «классики» и историзма
    • наука о производственных отношениях
    • два сценария «большой» теории Маркса


ПРЕДПОСЫЛКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

  • Социально-экономические предпосылки:

    • феномен отставшего капитализма (Германия,САСШ)
    • связка «классики» – фритредеры и «рикардианский порок» не-универсальность теоретического канона!
  • Культурные предпосылки:

    • романтизм в культуре (идеи национального возрождения, идентичности; тема «корней»)
    • реформа университетов в Пруссии  формирование кафедр национальной (политической) экономии (для юристов!)


ПОКОЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

  • Фридрих Лист (1789-1846) – «Национальная система политической экономии»

  • Собственно историческая школа (академическая среда)

    • первое поколение – В. Рошер, (1817-94), К. Книс и др
    • второе поколение – Г. Шмоллер (1838-1917)
    • третье поколение – Макс Вебер (1864 – 1920)


ИДЕИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

  • Хозяйство – феномен культуры (не продукт и не рынок !)

  • Холизм в подходе (национальная экономика)

  • Опора на исторический опыт (роль государства, церкви, семьи и т.д.)

  • Развитие /идея прогресса/ (не равновесие !)

  • Эмпиризм (не теория !) основание притязаний на научность импульс развитию статистики!



ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ «ИСТОРИСТОВ»

  • Обоснование политики государства как задача экономиста («определять направление развития страны»)интеграция ценностного начала в экономическую науку

  • Протекционизм в экономической политике

  • Социальная политика (Шмоллер – медиатор между академической средой и правительством, влияние на Бисмарка) первая версия социального государства



ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА как симптом кризиса науки

  • «СПОР О МЕТОДЕ» и дискредитация классической политэкономии как научного канона

  • Отсутствие ясной научной альтернативы (недостаточность описательного эмпиризма)

  • «Расчистка» научного поля для новых подходов: Маркс + маржиналисты + институционалисты + анализ циклов



РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

  • Восприятие ведущих школ (меркантилизм, физиократия, классическая политэкономия)

  • Конец ХIХ в.: выбор пути экономического развития России и «серебряный век» отечественной экономической мысли

  • Российская экономическая наука – часть мировой: Туган-Барановский, Дмитриев, Струве, Чупровы, Ленин, Кондратьев, Слуцкий… Леонтьев



Карл МАРКС

  • 2001 г. – Великобритания, Интернет-рейтинг ВВС «Великие мыслители»: Карл Маркс - 1 место

  • 2002 г. – Германия, рейтинг «Великие немцы»: Карл Маркс – 3 место (после К. Аденауэра и М. Лютера, впереди Баха, Гёте и Эйнштейта)

  • 2002 г. – Россия, рейтинг «Великие экономисты» по опросу студентов ведущих экономических вузов: Карл Маркс – 3 место (после А.Смита и Д. Кейнса, впереди А. Чубайса и Б. Гейтса)



Карл Генрих МАРКС (1818–1883)

  • Родился в г. Трир, Германия

  • Учился в университетах Бонна и Берлина

  • 1842-43 – редактор «Рейнской газеты»

  • 1848 – соавтор «Коммунистического манифеста»

  • 1864-72 – руководство Первым Интернационалом

  • 1867 – публикация «Капитала» (1-й том)



«РАЗНЫЕ» МАРКСЫ: этапы освоения идейного наследия



МАРКС: компромисс «классики» и историзма

  • Понятие общественно-экономической формации  специфические законы историзм политической экономии классическая политэкономия как теория капитализма

  • Историзм капитализма как способа производства  установка на выявление конфликтов и противоречий (не равновесия и гармонии !)



ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СХЕМА «КАПИТАЛА»



ВКЛАД Карла МАРКСА

  • Развитие традиции «классиков»:

    • Товар рабочая сила и теория прибавочной стоимости
    • Теория воспроизводства
    • Новое объяснение снижающейся средней нормы прибыли
  • Теория Маркса как критика экономического разума:

    • Конфликтность рынка: уравновешивание спроса и предложения как социальное расслоение
    • Конфликтность капитала: отношение труд – капитал как отношение власти (ср. с современной институциональной экономикой)
    • Расщепление капитала на К-собственность и К-функцию как свидетельство нефункциональности капитализма
    • Сценарии эволюции капитализма (как его самоисчерпания)


ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ

    • Особенность капиталистического производства – наличие особого ТОВАРА – РАБОЧЕЙ СИЛЫ
    • Стоимость товара рабочая сила = жизненным средствам на её поддержание
    • Потребительная стоимость товара рабочая сила (для покупателя, т.е владельца капитала) – способность создавать больше стоимости, чем она стоит сама
    • Прибавочная стоимость – разница между вновь созданной стоимостью и стоимостью товара рабочая сила


ВСЕОБЩАЯ ФОРМУЛА КАПИТАЛА



ТЕОРИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА



СПОРЫ О «РЕАЛИЗАЦИИ» И РОССИЯ КОНЦА ХIХ века

  • 90-е гг. XIX в.: быть ли капитализму в России ? (марксисты против народников)

  • В. Ленин (Ильин): «Развитие капитализма в России» (1899)



ЗАКОН ТЕНДЕНЦИИ НОРМЫ ПРИБЫЛИ К ПОНИЖЕНИЮ



СЦЕНАРИИ ЭВОЛЮЦИИ КАПИТАЛИЗМА

  • Сценарий I тома «Капитала»: Накопление капитала итрудовая частная собственность вытесняется частной собственностью, основанной на эксплуатации чужой рабочей силы и конкуренция капиталов, их концентрация и централизация ипараллельное развитие кооперативной формы труда ицентрализация средств производства достигает такого пункта, когда становится несовместимыми с их капиталистической оболочкой.... Экспроприаторов экспроприируют

  • иКапиталистическое производство порождает ... свое собственное отрицание. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе кооперации и общего владения землей и… средствами производства



СЦЕНАРИЙ «РУКОПИСЕЙ 1857-1859гг»

  • «Тенденция капитала заключается в том, чтобы придать производству научный характер, а непосредст-венный труд низвести до всего лишь момента процесса производства... Человек становится рядом с производст-вом, в роли его контролера и регулировщика» …

  • «Как только труд в его непосредственной форме пере-стал быть великим источником богатства, рабочее время перестает и должно перестать быть мерой богатства. Прибавочный труд рабочих масс перестал быть условием для развития всеобщего богатства, точно также как не-труд немногих перестал быть условием для развития всеобщих сил человеческой головы. Тем самым рушится производство, основанное на меновой стоимости»



Похожие:

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconЛекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconЛекция 2 классическая школа политической экономии план лекции предшественники и предпосылки Политэкономия как теория богатства: Кенэ, Смит, Рикардо

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconЛекция 2 классическая школа политической экономии план лекции предшественники и предпосылки Политэкономия как теория богатства: Кенэ, Смит, Рикардо

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconПроект «Сибирь. Историческая память» «Дороховская средняя общеобразовательная школа» Малоизвестные страницы истории Красноярского края
Проект «Сибирь. Историческая память» «Дороховская средняя общеобразовательная школа»

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconПроект «Сибирь. Историческая память» «Дороховская средняя общеобразовательная школа» Малоизвестные страницы истории Красноярского края
Проект «Сибирь. Историческая память» «Дороховская средняя общеобразовательная школа»

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconПроект «Сибирь Историческая память» «Дороховская средняя общеобразовательная школа» Малоизвестные страницы истории
Проект «Сибирь Историческая память» «Дороховская средняя общеобразовательная школа»

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconЛитература Серебряного века Обзорная лекция для 11 класса Содержание лекции: Историческая ситуация в России рубежа XIX-XX веков

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconСочинение по личному восприятию произведений
Историческая тема в произведениях А. С. Пушкина историческая правда или художественный вымысел?

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconИсторическая справка: историческая справка
До 1950-х годов Бакинский район (Азербайджан) и Северный Кавказ были основными районами по добыче нефти

Лекция 3 историческая школа и марксизм план лекции историческая школа: предпосылки, этапы эволюции, значение Научная программа К. Маркса iconТема «Историческая школа Германии»
Критическое переосмысление идей классического политэкономии предшественниками и представителями исторической школы Германии

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница