Понять замысел писателя Понять замысел писателя




НазваниеПонять замысел писателя Понять замысел писателя
Дата02.12.2012
Размер0.9 Mb.
ТипПрезентации



Понять замысел писателя

  • Понять замысел писателя

  • Заметить и осмыслить переклички сюжетных линий романа

  • Сформировать представление о нравственных вопросах, поднимаемых автором в произведении, анализируя вторую главу романа



На вопрос о жанре романа можно дать ответ, что это сатирический роман, но и исторический тоже.

  • На вопрос о жанре романа можно дать ответ, что это сатирический роман, но и исторический тоже.

  • Главными героями романа являются Мастер и Маргарита (они названы самим Булгаковым).

  • Но композиция романа более необычна.



Произведение, написанное героем о ершалаимских событиях, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

  • Произведение, написанное героем о ершалаимских событиях, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

  • Роман, принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится все произведение.



Рассказывая историю Пилата и Иешуа, автор ищет ответы на вопросы: что такое нравственное отступничество?

  • Рассказывая историю Пилата и Иешуа, автор ищет ответы на вопросы: что такое нравственное отступничество?

  • Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии (оценки), или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

  • Это центральные вопросы нашего сегодняшнего урока.



Сюжет романа разработан Булгаковым с чрезвычайной точностью: каждый эпизод, каждая деталь необходимы для осуществления его идейно-художественного замысла.

  • Сюжет романа разработан Булгаковым с чрезвычайной точностью: каждый эпизод, каждая деталь необходимы для осуществления его идейно-художественного замысла.

  • В то утро, когда Пилату предстоит встреча с Иешуа, он страдает от приступа «адской» головной боли. И эти страдания сделали Пилата открытым к восприятию великого духовного события, каким для него станет встреча с Иешуа.



Сцена начала разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри

  • Сцена начала разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри





Какими предстают перед читателями Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки?

  • Какими предстают перед читателями Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки?



Найдите описание Иешуа в тексте романа: «Этот человек был одет … глядел на прокуратора»

  • Найдите описание Иешуа в тексте романа: «Этот человек был одет … глядел на прокуратора»

  • Кто он, герой романа Мастера?

    • Простой человек, а не божий сын.
  • Почему? Какие проблемы будут решаться в романе Булгакова: богословские или реальные, мирские?

    • Роман посвящен земной жизни и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.


Найдите описание Понтия Пилата в тексте романа: «В белом плаще с кровавым подбоем … вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»

  • Найдите описание Понтия Пилата в тексте романа: «В белом плаще с кровавым подбоем … вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»

  • Какое слово в описании героя сразу обращает на себя внимание?

    • Подбой «кровавый», а не красный, яркий багровый и т.д. Человек не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», - бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник – Золотое копье».
    • Но, вероятно, он таков не только по отношению к врагам в бою. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нем другие: «свирепое чудовище».


Но сейчас Понтий Пилат страдает от головной боли.

  • Но сейчас Понтий Пилат страдает от головной боли.

  • Как Булгаков скажет о его страданиях: \посмотрим в глаза Пилата\.

  • Проследим по тексту, как меняются его глаза: «Вспухшее веко приподнялось… Другой глаз остался», «Теперь уже оба больные глаза…», «Он смотрел мутными глазами…»

  • Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях, заставит Пилата отнестись к арестованному не так, как он относился к подобным людям раньше. Но этот человек заинтересовал его еще и речами.



Боится ли арестант Понтия Пилата?

  • Боится ли арестант Понтия Пилата?

    • Он боится опять пережить физическую боль.
  • Но в чем Иешуа непоколебим?

    • В своих взглядах на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.
  • Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать людей?

    • История Левия Матвея – «первоначально он отнесся ко мне неприязненно…»


В чем же состоит преступление Иешуа?

  • В чем же состоит преступление Иешуа?

    • Его обвинили в призывах к смуте: к разрушению храма.
  • Как растолковал это обвинение сам Иешуа?

    • …рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины… Понтий Пилат: «…рассказывая об истине народу, ты смущаешь его. А сам знаешь, «что такое истина?»… Иешуа: «Истина в том, что у тебя болит голова…»
  • Как развивает свое понятие истины Иешуа?

    • Для него истина в том, что
    • а) никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок, на котором висит жизнь…»
    • б) «злых людей на свете нет»
    • И к этой истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.
  • Подтвердите этот тезис текстом:

    • «мне пришли в голову… твоя жизнь секунда, игемон»
  • И незаметно для себя Пилат меняется: приказывает развязать Иешуа руки, ищет ему оправдание.



Какое решение готов принять Понтий Пилат? Почему он не хочет отпускать от себя Иешуа?

  • Какое решение готов принять Понтий Пилат? Почему он не хочет отпускать от себя Иешуа?

    • Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, хочет и может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
  • В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он утверждает смертный приговор? Проследим это по тексту:

    • … «Что еще там?»- спросил Пилат.
  • Что же прочитал Пилат в этом пергаменте?

    • Обвинение, предъявленное философу, говорило об оскорблении его Величества.
    • Со слов Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти, ни кесарей, ни…»


Принмает ли Понтий Пилат такую истину?

  • Принмает ли Понтий Пилат такую истину?

    • Нет, «Ты полагаешь, что…»
    • Повторяя антигосударственные рассуждения, он ищет способ спасти философа без ущерба для себя. Но когда Иешуа открытым текстом просит отпустить его, Пилат кричит: «Ты думаешь, что я готов занять твое место?».
  • Пилат сделал выбор и открыл мотивы своего выбора – трусость и страх перед доносом.

  • Одни люди совершают нравственные предательства спокойно. Но Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. И он, вынося приговор Иешуа, заранее знает, что вместе с гибелью философа настанет и его собственна гибель – только нравственная.

    • «.. Мысли понеслись короткие, бессвязные…»


Почему бессмертие не радует человека, а рождает в его душе ужас?

  • Почему бессмертие не радует человека, а рождает в его душе ужас?

    • В это ненавистное бессмертие он унесет тоску от сознания того, что «он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал».
  • Но в вине Пилата содержится не только расплата, но и мощный позитивный заряд: вина перед Иешуа открыла ему лицо другого человека, реальность других ценностей, дотоле ему не ведомых; через вину Пилат находит себя и поднимается над собой.

  • Как Пилат собирается смягчить приговор самому себе?

    • «… пригрозит Каифе, велит прекратить страдания Иешуа…»
    • Но все тщетно. Это все ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату (гл. 25)


Сцена «Пилат и Афраний»

  • Сцена «Пилат и Афраний»



В романе говорится, как меняется голос Пилата:

  • В романе говорится, как меняется голос Пилата:

    • «внезапно треснувший голос», «спросил хриплый голос».
  • Это возмездие. Уйти от него невозможно.

  • Какой приказ отдает Пилат начальнику тайной полиции Афранию и почему?

  • Как судьба наказала Пилата за трусость?

    • Гл. 32. Воланд – Мастеру: «Мне хотелось показать Вам вашего героя…»


Трусость – один из самых страшных пороков. И за него человек расплачивается бессмертием. И это истина.

  • Трусость – один из самых страшных пороков. И за него человек расплачивается бессмертием. И это истина.

  • Бессмертием часто наказывался человек, совершивший в жизни зло.

  • Вспомните сюжет из библии о Каине и Авеле (Каина Бог сделал бессмертным, наказывая за убийство Авеля);

  • в легенде о Ларре М. Горького люди обрекли героя на бессмертие и изгнали из общества за убийство.



Пилат страдает около двух тысяч лет. Он успокится только тогда, когда (в эпилоге) произойдет его вторая, уже «неземная встреча» с Иешуа, и он услышит от Иешуа, что казни не было.

  • Пилат страдает около двух тысяч лет. Он успокится только тогда, когда (в эпилоге) произойдет его вторая, уже «неземная встреча» с Иешуа, и он услышит от Иешуа, что казни не было.

  • В романе трижды варьируется тема спора Пилата и Иешуа. И мы так и не узнали, «договорятся ли до чего-нибудь» наши герои.

  • Диалог остается открытым. Чья истина победит: истина Пилата или Иешуа?

  • Булгаков оставляет читателю право собственного выбора, утверждая таким образом идею духовной свободы.

  • Доброе слово, сказанное Иешуа, изменило сознание и жизнь Пилата, что доказывает: человек по природе добр.



Что выберет человечество через тысячелетия, какие нравственные ценности: зло или добро, веру или истину, власть или свободу? Изменится ли мир? Люди?

  • Что выберет человечество через тысячелетия, какие нравственные ценности: зло или добро, веру или истину, власть или свободу? Изменится ли мир? Люди?

  • В поисках этих ответов в Москву отправляется Воланд.



Ответьте на вопросы:

  • Ответьте на вопросы:

  • Зачем Булгакову в романе о Москве понадобился роман Мастера?

  • Кого и за что наказывает Воланд?



Иешуа, герой романа Мастера,- человек простой, земной. Не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

  • Иешуа, герой романа Мастера,- человек простой, земной. Не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

  • Противостояние Пилата и Иешуа – это противоборство зла и добра, свободы и несвободы, тьмы и света.

  • Человек по природе добр, слово истины способно возродить душу и привести ее к любви и добру.

  • Добро, постепенно разливаясь в мире, вытеснит зло, а потому отпадет необходимость в справедливом воздаянии после смерти.



Похожие:

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconСудьба и личность писателя в произведениях. Судьба и личность писателя в произведениях
Проследить, как отразились в произведениях Грина судьба автора, его личность; понять смысл рассказа «Зелёная лампа», особенности...

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconАнализ художественного текста Тема 8
При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconЗамысел, план. Замысел, план
Это специально организованный комплекс действий обучающихся совместно с педагогом для решения значимой задачи, завершающийся созданием...

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconУрока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский
Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconТема Замысел исследования: содержание и способы разработки Социальная проблема: определение, типология, требования
Замысел решения проблемы. Выделение объекта и предмета исследования. Обоснование актуальности. Теоретические основы исследования

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconЗамысел замысел
Предварительная работа с детьми постановочная работа с детьми и взрослыми показ спектакля

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconУрок литературы презентация в 9 «А» классе Интеллектуальная игра «Самый умный» Учитель Щукина Ирина Фёдоровна Узнай писателя Узнай писателя Узнай писателя

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconКонкретный педагогический замысел. Конкретный педагогический замысел
Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности,...

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconБиография писателя. Биография писателя. Творчество писателя. Жизнь за границей. Знакомство с П. Виардо. Последние годы жизни
«Муму», «Ася», «Первая любовь», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Записки охотника» идругие произведения

Понять замысел писателя Понять замысел писателя iconУмом Россию не понять, Умом Россию не понять
«Умом Россию не понять, «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить : у ней особенная стать в россию можно только верить.»

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница