Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар




НазваниеПрограмма курса. 20 мая 19. 00 семинар
Т.Н. Шагивалеева на совещании в режиме видеоконференции по вопр
Дата26.03.2013
Размер86.5 Kb.
ТипПрограмма курса


Методология гуманитарного знания

  • ФИИ РГГУ, 13 мая – 10 июня 2010


Что дальше? Программа курса. 20 мая

  • 19.00 – семинар.

  • Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб, 1899. С. 48 – 54, 80 – 84, 185 – 189, 250 – 254. http://www.aperlov.narod.ru/texts05/langlois.doc

  • Литература:

  • Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, 2007. Введение, лекции 1 – 6. С. 1 – 90.

  • Задание в свете отчетности по курсу в целом:

  • подобрать и принести / прислать (arkadiy.perlov@gmail.com)

  • источник (1-2 страницы) – непонятный для Вас философский текст (на русском языке), в котором Вы хотели бы разобраться.

  • (т.е. Вы должны быть готовы объяснить: 1) почему выбрали именно этот текст и хотите именно в нем разобраться; 2) чего именно Вы в нем не понимаете)

  • 20.40 – лекция

  • Основные альтернативы позитивизму в гуманитарной гносеологии – умозрительная и герменевтическая установки..



Что дальше? Программа курса

  • 27 мая - лекции

  • Логика критической установки в теории гуманитарного знания (неокантианство, «эра подозрения», социология знания… )

  • 3 июня

  • Семинар Шюц А. «Понятие и формирование теории в социальных науках» // Современная зарубежная социология (70 - 90-е годы). М., 1993. С. 84 - 103, или «Американская социологическая мысль», М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC,

  • + лекция / коллоквиум (по уч. пособию) / презентация и обсуждение «переводов» (ср. задание на 18.05). Решим 27 мая.

  • 10 июня

  • Лекции, переводы или итоговая аттестация (контрольная работа по словнику). Решим 3 июня.



Итоговая отчетность (т.е. помимо 2 семинаров и «перевода»):

  • 1) «Словник» (см. http://aperlov.narod.ru/fii/slovbilety.doc или http://aperlov.narod.ru/fii/slovbilety.htm). В задание входят два понятия или имени и две т.н. «гносеологические конструкции».

  • 2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: http://aperlov.narod.ru/fii/gumissledovanie.htm).

  • 3) Рефераты. «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития герменевтического направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы не принимаются, все писать своими словами.

  • 4) Рецензии на уч. пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц.



1. «Словник». Два понятия или имени и две «гносеологические конструкции».

  • Понятия:

  • 1) демаркация

  • 2) методологическая дистанция

  • На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы-страница текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно, Вашего).

  • Гносеологические конструкции:

  • 3) способы перехода от тезиса к тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции

  • 4) типичные клише гуманитарной мысли

  • Вы пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.



Комментарий к форме отчетности «Словник»:

  • 1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет. Однако в основном понятия и гносеологические конструкции все-таки не выбираются, а назначаются: на основе анкет (буде мне таковые сдадут) и впечатления от работы на занятиях.

  • 2) Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий. Во-первых, далеко не всегда автор какой-либо словарной статьи я видим какое-то понятие в одном и том же ракурсе, делая акцент на одном и том же. Во-вторых, мне важно удостовериться не в Вашем умении найти статью в энциклопедии, а в Вашей способности последовательно рассуждать с использованием этого термина, уметь применить его к конкретному исследовательскому материалу. Ценнее не «отгадка» определения, а Ваше умение обращаться с термином :)



  • 2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: http://aperlov.narod.ru/fii/gumissledovanie.htm).

  • 3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы (сокращенные и, возможно, переструктурированные версии исходного текста) не принимаются, все нужно писать своими словами.



  • 4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц.

  • Предпочтительно рецензировать именно книгу как определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и «облегченный» вариант: приведение тех принадлежащих отдельным теоретикам методологических тезисов, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для проекта Вашего гуманитарного исследования (например, диплома). В любом случае, количество критических положений должно составлять не меньше трети всей работы.



Полезные ресурсы

  • Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007.

  • http://www.aperlov.narod.ru, http://aperlov.narod.ru/fii.htm

  • Контакты: arkadiy.perlov@gmail.com, 8-963-694-4293



Похожие:

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconСеминар нп «Безопасность полетов» 15 16 мая 2012 г
Европейская региональная группа по безопасности полетов (rasg-eur) Международный семинар нп «Безопасность полетов» 15 16 мая 2012...

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconАпробация учебного курса «Прямые инвестиции и венчурный капитал»
Магистерская программа научный семинар «Экономические и организационные основы инновационного бизнеса»

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconПрограмма курса Программа курса
В том числе 46 главных исполнительных директоров и лидеров телекоммуникационной отрасли из всех крупных стран

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconМоу отрокская сош Элективный курс: «Хромосомы и пол» 18 часов
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-11 классов. Вид предметного курса: предметно ориентированный....

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconСеминар «Молодежь и спиртное» Санкт-Петербург, 22 мая 2008 г
«Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи в Санкт-Петербурге» «Алкоголизм. Основные понятия» Семинар «Молодежь и спиртное»...

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconИсследовательская работа по декоративно-прикладному искусству Программа элективного курса Проблема Основные учебно-воспитательные задачи курса

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconПрограмма курса Цели и задачи курса
Концепция мониторинга бизнес-активности была предложена аналитической компанией Gartner

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconПрограмма факультативного курса: туризм в общеобразовательной школе
Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов программа...

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconПрограмма курса) curriculum (содержание каждого из разделов курса)
Анатомия Эмбриология Генетика Иммунология Физиология и патофизиология лимфа и кровообращения

Программа курса. 20 мая 19. 00 семинар iconАсаблiвасцi выкладання курса «Мая Радзiма – Беларусь» Курс «Мая Радзiма – Беларусь»

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница