Урок в 11 классе по теме «Основы экологии»




НазваниеУрок в 11 классе по теме «Основы экологии»
О.С. Дмитриева ИКТ на уроках биологии: начинаем разговор.<> <><
Дата29.03.2013
Размер1.81 Mb.
ТипУрок


Обобщающий урок в 11 классе по теме «Основы экологии».

  • Волкова Р.П.


Обязательный минимум содержания.

  • Должны знать структуру экосистем, биологическую терминологию по теме.

  • Объяснять: единство живой и неживой природы; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов с окружающей средой; устойчивость и смену экосистем; необходимость сохранения многообразия видов в природе;

  • Составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;



Обязательный минимум содержания.

  • Сравнивать природные экосистемы и агроценозы;

  • Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках;

  • Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.



Предварительная подготовка.

  • Изучение дополнительной литературы. Наблюдения и экскурсии в биоценозы.

  • Исследования приспособленности организмов к влиянию экологических факторов, изменения в экосистемах под влиянием антропогенного фактора.

  • Видовая и пространственная структура биоценоза, сезонные изменения.



Задачи урока.

  • Образовательные задачи урока: систематизировать знания по теме, расширить и углубить.

  • Развивающие задачи: уметь отбирать материал, выделяя в нём главное.

  • Воспитательные задачи: формирование экологической грамотности и культуры поведения в природе.



План урока.

  • I. Сообщения учащихся на темы:

  • Развитие и содержание экологии.

  • 2. Среда обитания организмов и её факторы (обратить внимание на понятия: толерантность, лимитирующие и оптимальные факторы). Закон минимума.

  • 3. Местообитание организмов и экологические ниши. (уч-ся оценивают сообщения).



План урока.

  • II. Блицопрос. 1. Что такое экология?

  • 2.Что такое экологический фактор?

  • 3.На какие группы подразделяют экологические факторы?

  • 4.Что такое оптимальный фактор?

  • 5. Что такое лимитирующий фактор?

  • 6.Что такое фотопериодизм?



План урока.

  • 7.Назовите синоним слова биоценоз.

  • 8.Что такое цепь питания?

  • 9.Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?

  • 10.Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?

  • 11.Приведите пример консумента 1 порядка.

  • 12.Приведите пример консумента 2 порядка.

  • 13. Кто такие редуценты?



План урока.

  • III. Типы экологических взаимодействий. (Уч-ся предложены рисунки, нужно подписать тип взаимодействия: квартиранство, хищничество, симбиоз и т.д.). Например:1. дятел и лось, 2 светолюбивые травы под елью. 3 репейник и собака, 4 белый медведь и песец, 5 почвеные бактерии, 6 лишайники и мхи на стволе дерева, 7членистоногие в гнезде птиц, 8опыление растений, 9 муравьи и семена,10 рак-отшельник и актиния, шмель и клевер,11 грибы и деревья, 12 лиса и заяц,13 комары, пиявки, 14 ели и сосны, щука и окунь.



№1



№2



№3



№4



№5









Характеристика популяций.

  • Учащиеся пишут на доске и дают краткое пояснение (демографические показатели: плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура).

  • Делают вывод: для чего нужны демографические показатели и как ими пользуются.



Характеристика популяций.

  • Работа исследователей.

  • характеристика по плану: видовое разнообразие, закономерность распределения ,пищевые связи и регуляция, экологическая пирамида, устойчивость биоценоза, влияние деятельности человека.

  • представляют биоценозы:

  • 1 леса,

  • 2 водоёма,

  • 3 болота,

  • 4 агроценоз (поля или парка),

  • 5 города Череповца.



Виды биоценозов.



Водоём.





Агроценоз.



Биоценоз города Череповца.



Биоценоз города Череповца.



Экологическая сукцессия. Уч-ся рассматривают на примере Рыбинского водохранилища.



Основы рационального природопользования. Формирование экологического мышления и экологической культуры. Сообщения уч-ся о влиянии загрязнений на живые организмы, передача химических веществ по цепям питания.



Решение экологических задач.

  • В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит, и какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса?

  • В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва очень бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести?

  • Можно ли считать, что волки и львы находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:

  • а) поедают растительноядных животных;

  • б)используют свою пищу примерно на 10%;

  • в) живут на суше;

  • г) имеют крупные размеры;

  • д) диета их очень разнообразна. Выберите правильный ответ.



Решение экологических задач.

  • Как будет меняться концентрация загрязнителей в цепях питания (многие загрязнители накапливаются в клетках и тканях организмов. Не высвобождаются в окружающую среду), в каких дозах они будут поступать в организм человека в зависимости от потребляемой пищи( растения, травоядные, хищные животные, грибы и т. д.)

  • Почему все животные, выращиваемые человеком для использования в пищу, - травоядные?



Решение экологических задач.

  • При выращивании каких животных будут наименьшие затраты корма для получения одинаковой биомассы коров, кур или рыб?

  • Какой должна быть система космического корабля для полётов на долгие годы?

  • Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?





Похожие:

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconКикеринская Средняя Общеобразовательная Школа материал к уроку Экологии в 10 классе Тема: «понятие о биосфере»
Экологии в 10 классе Тема: «понятие о биосфере» учитель химии, экологии Сычёва Елена Владиславовна 2006г

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок квн обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Урок литературного чтения в 3 классе к учебнику Л. Ф. Климановой и М. В. Головановой Цель урока
Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете дружить и помогать...

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок экологии в 11 классе

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе. Приложение (см презентацию: «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе»)

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок экологии Урок экологии 10 класс учитель экологии Ткачева Л. Б. Тип Хордовые Тип Хордовые
Семейство Понгиды человекообразные обезьяны (карликовый шимпанзе бонобо, шимпанзе, горилла, орангутан)

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок экологии в 8-м классе Учитель Бесстрашнова Н. А. Моу сош №3 г. Ртищево Саратовской области

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок русского языка в 6 классе Урок русского языка в 6 классе Подготовил учитель высшей квалификационной категории Агапова Л. В
«Имя прилагательное» повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок русского языка в 8 классе
Обобщение и закрепление по теме: «Односоставные предложения.» Урок русского языка в 8 классе

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок по обществознанию в 9 классе по теме: «Права человека и ребёнка»
Повторительно-Обобщающий урок по обществознанию в 9 классе по теме: «Права человека и ребёнка»

Урок в 11 классе по теме «Основы экологии» iconУрок химии в 10 классе по теме: «Генетическая связь между классами органических веществ». Моу «Ново-Николаевская сош» Учитель: Киенко Н. П. Станция 1
Урок химии в 10 классе по теме: «Генетическая связь между классами органических веществ»

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница