2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века




Название2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века
Дата19.04.2013
Размер2.59 Mb.
ТипПрезентации



1. Введение.

  • 1. Введение.

  • 2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века.

  • 2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина и В.А.Жуковского.

  • 2.2 Героико-патриотическая тема в творчестве К.Н. Батюшкова и Дениса Давыдова.

  • 2.3 Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова.

  • 2.4 Военные песни Ф. Глинки и ода Н.Карамзина – предостережение всем царям.

  •   2.5 Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина.

  • 2.6 Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова

  • 2.7 «Мемуарный взрыв» в тридцатые годы XIX века. Жанр военных записок, дневников, писем, путешествий. «Письма русского офицера» Фёдора Глинки.

  • 2.8 «Дневник партизанских действий 1812г.» Дениса Давыдова - образец военной публицистики прогрессивного направления.

  • 2.9 Дивный феномен нравственного мира героини книги Надежды Дуровой «Кавалерист-девица. Происшествие в России».

  •   3. Заключение.

  •  

  •  



Актуальность работы заключается в том, чтобы обратиться к произведениям авторов, чьи произведения вскользь упоминаются или не изучаются в школе. О которых мало кто слышал, но у которых можно научиться нравственным качествам, прежде всего патриотизму, умению в трудную для Отчизны минуту занять активную жизненную позицию, быть прежде всего гражданином своей страны. Современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Каждое поколение, стремясь осознать своё место в историческом процессе, по необходимости соотносит себя с прошлым, с тем социально-историческим и нравственно-духовным опытом, который отстоялся в этом прошлом и выделяет в нём какие-то новые, в особой степени значимые для себя грани. Писателей начала XIX века можно по праву назвать хорошими учителями жизни. 

  • Актуальность работы заключается в том, чтобы обратиться к произведениям авторов, чьи произведения вскользь упоминаются или не изучаются в школе. О которых мало кто слышал, но у которых можно научиться нравственным качествам, прежде всего патриотизму, умению в трудную для Отчизны минуту занять активную жизненную позицию, быть прежде всего гражданином своей страны. Современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Каждое поколение, стремясь осознать своё место в историческом процессе, по необходимости соотносит себя с прошлым, с тем социально-историческим и нравственно-духовным опытом, который отстоялся в этом прошлом и выделяет в нём какие-то новые, в особой степени значимые для себя грани. Писателей начала XIX века можно по праву назвать хорошими учителями жизни. 



Вспомним, братцы, россов славу

  • Вспомним, братцы, россов славу

  • И пойдём врагов разить!

  • Защитим свою державу:

  • Лучше смерть, чем в рабстве жить

  • Мы вперёд, вперёд, ребята,

  • С богом, верой и штыком!

  • Вера нам и верность свята:

  • Победим или умрём!

  • Ф.Н Глинка



В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».

  • В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».



Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения. Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося декабристского движения в послевоенное время развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература.

  • Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения. Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося декабристского движения в послевоенное время развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература.



Огромное многофигурное полотно, посвящённое Отечественной войне, создаёт в это время сам Г.Р.Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратившись к фантасмагориям Апокалипсиса

  • Огромное многофигурное полотно, посвящённое Отечественной войне, создаёт в это время сам Г.Р.Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратившись к фантасмагориям Апокалипсиса



  • И движутся ось всея вселены.

  • Бегут все смертные смятенны

  • От князя тьмы и крокодильных стад.

  • Они ревут, свистят и всех страшат…

  • Г.Р.Державин



Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков

  • Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков



В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина.

  • В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина.



Страна, где мы впервые

  • Страна, где мы впервые

  • Вкусили сладость бытия,

  • Поля, холмы родные,

  • Родного неба милый свет,

  • Знакомые потоки,

  • Златые игры первых лет

  • И первых лет уроки,

  • Что вашу прелесть заменит?

  • О родина святая,

  • Какое сердце не дрожит,

  • Тебя благословляя.

  • В.А.Жуковский



Суровая действительность, войны, связанные с нею неизбежные страдания внесли в поэзию Батюшкова трагические ноты. Напряжённое звучание героико-патриотическая тема приобретает в послании «К Дашкову» (1813г.) В это время русское общество ещё находилось под впечатлением московского пожара 1812г. По дорогам России брели беженцы, возвращавшиеся на пепелища. Поэт три раза посетил сожжённую Москву

  • Суровая действительность, войны, связанные с нею неизбежные страдания внесли в поэзию Батюшкова трагические ноты. Напряжённое звучание героико-патриотическая тема приобретает в послании «К Дашкову» (1813г.) В это время русское общество ещё находилось под впечатлением московского пожара 1812г. По дорогам России брели беженцы, возвращавшиеся на пепелища. Поэт три раза посетил сожжённую Москву



Мой друг! Я видел море зла

  • Мой друг! Я видел море зла

  • И неба мстительные кары,

  • Врагов неистовых дела,

  • Войну и гибельны пожары;

  • Я видел сонмы богачей,

  • Бегущих в рубищах издранных,

  • Я видел бледных матерей,

  • Из милой родины изгнанных;

  • Я на распутье видел их…

  • К.Н.Батюшков

  •  



От политической сатиры Д.Давыдов перешёл к поэзии. Три стихотворных послания к сослуживцу А.П.Бурцеву прославили его как поэта, родоначальника гусарской лирики. В центре её «певец-герой», гусар, лихой рубака, исполненный мужества и смелости, всегда готовый к защите родины. У Давыдова все произведения представляют один биографический цикл, героем которого является гусар-партизан, любитель дружеской беседы за бутылкой вина, поклонник красивых женщин и литературы. В стихах всё личное, лирическое.

  • От политической сатиры Д.Давыдов перешёл к поэзии. Три стихотворных послания к сослуживцу А.П.Бурцеву прославили его как поэта, родоначальника гусарской лирики. В центре её «певец-герой», гусар, лихой рубака, исполненный мужества и смелости, всегда готовый к защите родины. У Давыдова все произведения представляют один биографический цикл, героем которого является гусар-партизан, любитель дружеской беседы за бутылкой вина, поклонник красивых женщин и литературы. В стихах всё личное, лирическое.



Пушкин писал о Давыдове:

  • Пушкин писал о Давыдове:

  • «Певец-гусар, ты пел биваки,

  • Раздолье ухарских пиров

  • И пылкую потеху драки,

  • И завитки своих усов…



Для Давыдова война – это разгул чести. В письме к Н.Языкову сам Д.Давыдов говорил о себе как об «одном из самых поэтических лиц русской истории».

  • Для Давыдова война – это разгул чести. В письме к Н.Языкову сам Д.Давыдов говорил о себе как об «одном из самых поэтических лиц русской истории».

  • В своей поэзии Давыдов отразил рост самосознания в русской армии.



Однажды после сражения под Красным, объехав с трофеями всю армию, полководец сел на открытом воздухе, посреди приближённых к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню Крылова и прочёл её вслух. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесённых им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины.

  • Однажды после сражения под Красным, объехав с трофеями всю армию, полководец сел на открытом воздухе, посреди приближённых к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню Крылова и прочёл её вслух. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесённых им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины.



Ф.Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 года у стен Смоленска, после войны создаёт целую «сюиту», отразившую наиболее значительные события Отечественной войны – битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь»)

  • Ф.Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 года у стен Смоленска, после войны создаёт целую «сюиту», отразившую наиболее значительные события Отечественной войны – битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь»)



В 1839г. Глинка написал «Очерки Бородинского сражения – развёрнутое, красочное этой величайшей битвы Отечественной войны, описание, которое, по выражению В.Г.Белинского, «дышит чем-то гомерическим, как будто выхвачено из эпоса, и производит впечатление аналогическое с тем, которое производят на душу подвиги героев «Илиады»… Очерки главных действователей у г. Глинки ярки и живы; с неутомимым интересом, с сильным сердечным биением и усиленным пульсом следишь за каждым из них, отдаёшься ему весь, и забываешь на миг всё остальное

  • В 1839г. Глинка написал «Очерки Бородинского сражения – развёрнутое, красочное этой величайшей битвы Отечественной войны, описание, которое, по выражению В.Г.Белинского, «дышит чем-то гомерическим, как будто выхвачено из эпоса, и производит впечатление аналогическое с тем, которое производят на душу подвиги героев «Илиады»… Очерки главных действователей у г. Глинки ярки и живы; с неутомимым интересом, с сильным сердечным биением и усиленным пульсом следишь за каждым из них, отдаёшься ему весь, и забываешь на миг всё остальное



В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выводит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления её в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных исторических потрясений, начало которым положила Великая французская революция.

  • В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выводит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления её в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных исторических потрясений, начало которым положила Великая французская революция.



В 1835г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», замечательное не только тем, что в нём воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца Барклая де Толли, но и тем, что раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая всё содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.

  • В 1835г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», замечательное не только тем, что в нём воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца Барклая де Толли, но и тем, что раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая всё содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.

  •  



По своему жанру «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении. Есть в нём и целый ряд характерных выражений, стилистических слитков, которые в «Бородине» станут своего рода опорными, ключевыми:

  • По своему жанру «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении. Есть в нём и целый ряд характерных выражений, стилистических слитков, которые в «Бородине» станут своего рода опорными, ключевыми:

  • «Ребята, не Москва ль за нами?

  • Умрёмте ж под Москвой,

  • Как наши братья умирали!»

  •  



«Бородино» - верх стилистической цельности и изобразительности совершенства. Вероятно, здесь сказался и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было в другом – в безграничных художественных возможностях, которые открылись для поэзии с победой реализма. Это был принципиально новый уровень художественного освоения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художественного отражения, неизмеримо большее разнообразие изобразительных средств. Этот новый уровень станет той отправной точкой, с которой начнётся триумфальное шествие русского реализма во второй половине 19в.

  • «Бородино» - верх стилистической цельности и изобразительности совершенства. Вероятно, здесь сказался и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было в другом – в безграничных художественных возможностях, которые открылись для поэзии с победой реализма. Это был принципиально новый уровень художественного освоения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художественного отражения, неизмеримо большее разнообразие изобразительных средств. Этот новый уровень станет той отправной точкой, с которой начнётся триумфальное шествие русского реализма во второй половине 19в.



  • Поэма «Бородино» - поэма о Москве, в которой так много «слилось» и «отозвалось» «для сердца русского». Потому –то так самозабвенно и прозвучало: «Ребята, не Москва ль за нами?». «Бородино» несло в себе новые принципы художественного осмысления исторических событий, открывало нового героя истории, разрабатывало и находило новые средства его поэтического изображения.



Это была огромная политическая и эстетическая победа. Поэт показал, на что способен народ в своей исторической самодеятельности и инициативе. Герой Лермонтова, солдат-артиллерист, включился в великую работу исторического мышления, оставаясь самим собой, со своим взглядом на вещи, со всеми особенностями своего языка и мышления. ,то тип , характер крестьянина-солдата, «сеятеля и хранителя» своей земли, человека живого, обрисованного во весь рост. Поэма «Бородино» - это подвиг могучего ума и великого сердца.

  • Это была огромная политическая и эстетическая победа. Поэт показал, на что способен народ в своей исторической самодеятельности и инициативе. Герой Лермонтова, солдат-артиллерист, включился в великую работу исторического мышления, оставаясь самим собой, со своим взглядом на вещи, со всеми особенностями своего языка и мышления. ,то тип , характер крестьянина-солдата, «сеятеля и хранителя» своей земли, человека живого, обрисованного во весь рост. Поэма «Бородино» - это подвиг могучего ума и великого сердца.

  •  



Лермонтов заново открыл русскому обществу национальное значение Бородинского боя; он заново открыл народ как для истории, так и для самого народа. Это была огромная политическая и эстетическая победа. Поэт показал, на что способен народ в своей исторической самодеятельности и инициативе

  • Лермонтов заново открыл русскому обществу национальное значение Бородинского боя; он заново открыл народ как для истории, так и для самого народа. Это была огромная политическая и эстетическая победа. Поэт показал, на что способен народ в своей исторической самодеятельности и инициативе



В годы войны 1812-1814гг. широкое распространение получил жанр военных записок, дневников, писем, путешествий

  • В годы войны 1812-1814гг. широкое распространение получил жанр военных записок, дневников, писем, путешествий



В конце 1820-х – начале 1830-х гг. Отечественной войны начинает возрождаться в произведениях исторической беллетристики. В 1831 г. Появляется роман М.Н.Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 году». Это был настоящий, «полнометражный» исторический роман с широким охватом событий, с массой действующих лиц, с острым драматическим сюжетом.

  • В конце 1820-х – начале 1830-х гг. Отечественной войны начинает возрождаться в произведениях исторической беллетристики. В 1831 г. Появляется роман М.Н.Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 году». Это был настоящий, «полнометражный» исторический роман с широким охватом событий, с массой действующих лиц, с острым драматическим сюжетом.



Давыдов описывал войну 1812г. как войну всенародную. Когда против неприятеля встал весь народ, от мала до велика. Такая трактовка войны была смелой и новаторской. Это было значительным шагом вперёд в развитии героико-патриотической темы. Рассказывая о личных подвигах, Давыдов никогда не забывал своих товарищей, давая понять, что один он не смог бы совершить их. Всюду в его рассказах фигурирует слово «мы».

  • Давыдов описывал войну 1812г. как войну всенародную. Когда против неприятеля встал весь народ, от мала до велика. Такая трактовка войны была смелой и новаторской. Это было значительным шагом вперёд в развитии героико-патриотической темы. Рассказывая о личных подвигах, Давыдов никогда не забывал своих товарищей, давая понять, что один он не смог бы совершить их. Всюду в его рассказах фигурирует слово «мы».



В.Г.Белинский: «Боже мой, что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира героини этих записок, с её юношескою проказливостью, рыцарским духом…с её глубоким поэтическим чувством. с её грустным, тоскливым порыванием на раздолье военной жизни… И что за язык, что за слог у Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей своё прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твёрдостию и силою, этою яркою живописною увлекательностию своего рассказа, всего полного, проникнутого какою-то скрытою мыслию».

  • В.Г.Белинский: «Боже мой, что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира героини этих записок, с её юношескою проказливостью, рыцарским духом…с её глубоким поэтическим чувством. с её грустным, тоскливым порыванием на раздолье военной жизни… И что за язык, что за слог у Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей своё прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твёрдостию и силою, этою яркою живописною увлекательностию своего рассказа, всего полного, проникнутого какою-то скрытою мыслию».



Имеющее отношение не только к военной жизни. «Происшествием» была собственно жизнь Надежды Дуровой, сама её судьба. Происшествием невиданным, неслыханным – таким, сама исключительность которого заставляла задуматься о многом.

  • Имеющее отношение не только к военной жизни. «Происшествием» была собственно жизнь Надежды Дуровой, сама её судьба. Происшествием невиданным, неслыханным – таким, сама исключительность которого заставляла задуматься о многом.



Писатели этого поколения имеют не только ту, самой историей определённую привилегию, что им выпало на долю запечатлеть великие события, свидетелями и участниками которых они были, но и ту, что для всех последующих поколений они сами стали «людьми двенадцатого года», то есть воплотили в себе сознание своей эпохи во всём его неповторимом своеобразии и противоречивости, во всём многоразличии его творческих проявлений.

  • Писатели этого поколения имеют не только ту, самой историей определённую привилегию, что им выпало на долю запечатлеть великие события, свидетелями и участниками которых они были, но и ту, что для всех последующих поколений они сами стали «людьми двенадцатого года», то есть воплотили в себе сознание своей эпохи во всём его неповторимом своеобразии и противоречивости, во всём многоразличии его творческих проявлений.



1. Емельянова Л.,Орнатская Т.России верные сыны. – Л.: Художественная литература, 1988.

  • 1. Емельянова Л.,Орнатская Т.России верные сыны. – Л.: Художественная литература, 1988.

  • 2. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М.: Просвещение, 1974.

  • 3. Аношкина В.Н., Петрова С.М. История русской литературы. – М.: Просвещение, 1989.

  • 4. Архипов В. Поэзия подвига. М.: Правда, 1969.

  • 5. «Русские писатели». Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1971.

  • 6.Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца. - М: Просвещение, 1956.

  • 7. Дурова Н.А. Избранное. – М.: Просвещение, 1984

  • 8. Жуковский В.А. Избранное. – М.: Тера – Книжный клуб, 2001.

  • 9. Рождественский В.А. В созвездии Пушкина: книга о русских поэтах. – М.: Современник, 1972

  • 10. Михалков С. Литература. Время. Жизнь. – М.:: Детская литература,1978.

  • 11. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – Санкт-Петербург: Научно-исследовательский центр «Альфа», 1993.

  • 12. Балязин В. Расцвет Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.



Похожие:

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века icon«По местам боевой славы…» (посвящено 200-летию Отечественной войны 1812 г.)
Москве-реке, фр. Bataille de la Moskova) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями....

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconПосвящается 100летию войны 1812 года Подвиг русской женщины в Отечественной войне 1812 года
«Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка первыми детскими игрушками и забавами», написано в автобиографических...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconГерои Отечественной войны 1812 года: Барклай-де-Толли Михаил Богданович
Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века icon1. Герои русской армии Отечественной войны 1812 года Герои русской армии Отечественной войны 1812 года
В 1792 году Раевскому был пожалован чин полковника русской армии. За участие в русско-польской войне 1792 года, Раевский получил...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconС самого начала эта война приобрела характер национально-освободительного движения, возглавляемого великим русским народом. Именно всенародный характер войны 1812 года стал главной причиной гибели Наполеона и его армии
В 2007 году Президент России В. Путин подписал Указ «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года», в 2009...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconРуководитель – Бродягина Ольга Семёновна, учитель русского языка и литературы. 3 сентября 1812 года
Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино (124 километра западнее...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconТема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века Героико-патриотический аспект в литературе 40-х годов
«Без опыта прошедшей войны я не мыслю себя и даже думаю, что без этого опыта я теперь не могла бы писать.»

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconРусская культура первой половины XIX века Казанцева Е. А
Сформировать целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, показать, как искусство,...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconПервая половина XIX века первая половина XIX века
...

2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины XIX века iconПриобщиться к славной странице в истории России – Отечественной войне 1812 года через творчество художника XIX века Ивана Ивановича Теребенёва
России Отечественной войне 1812 года через творчество художника XIX века Ивана Ивановича Теребенёва

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница