Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина»




НазваниеИсследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина»
Дата28.04.2013
Размер0.64 Mb.
ТипИсследовательская работа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 г. ТЮМЕНИ

  • Учебная исследовательская работа

  • «Образ барышень XIX века в произведениях А.С.Пушкина»

  • Выполнили: Кузьмина Дарья,

  • Тайкова Мария,

  • ученицы 7а класса

  • Руководитель: Уфимцева Т.А.


Цели и задачи.

  • Целью данного исследования является выявление и описание своеобразия жизни и традиций барышень 19 века через произведения Александра Сергеевича Пушкина и сравнение их с девушками нашего времени.



  • Задачи:

  • - выявить и найти основные общие особенности характера и поведения девушек 19 века, изучив произведения Александра Сергеевича Пушкина.

  • - определить и изучить положение девушек в обществе 19 века, их поведение, традиции и нравы.

  • - определить степень интереса к жизни барышень 19 века, для этого провести социальный опрос среди девочек 13-14 лет на тему «Какими были девушки 19 века» и проанализировать результаты опроса, выявив наиболее актуальные стороны их жизни для современных девушек.



Объекты исследования

  • Объектом данного исследования являются:

  • произведения А.С.Пушкина, в которых имеется упоминание о барышнях 19 века. Это такие произведения как «Барышня-крестьянка», «Метель», роман «Дубровский».

  • Василий Ключевский «Русская история. Полный курс лекций»,



Актуальность данной темы заключается в интересе современного общества к истории, культуре, жизни других веков, в особенности 19 века. Молодым читательницам также интересно знакомиться с романтическими образами героинь и сравнивать себя с ними, находя схожие и различные черты характера и поведения. Интересны современному читателю и произведения А.С. Пушкина.

  • Актуальность данной темы заключается в интересе современного общества к истории, культуре, жизни других веков, в особенности 19 века. Молодым читательницам также интересно знакомиться с романтическими образами героинь и сравнивать себя с ними, находя схожие и различные черты характера и поведения. Интересны современному читателю и произведения А.С. Пушкина.



Общие особенности барышень 19 века.

  • Все девушки, рассматривающиеся нами, были одного возраста – семнадцати лет. Все считались красавицами и примерно воспитанными, в действительности такими и были.

  • безграничная романтичность, которую породила любовь к чтению, в особенности сентиментальных романов, весьма далеких от действительности.

  • Загадочность образа, скрытность, мечтательность, несмелость и наивность

  • Они все росли на глазах своих любящих родителей, поэтому в чем-то были даже избалованы.

  • Жить для них- значит чувствовать, любить все прекрасное, таинственное и совершенное. Такие девушки, возможно, являлись идеалами нравственной чистоты и правильности



Формирование характера происходило на природе, без каких-либо чужих влияний. Мир для них ограничивался пределами поместий

  • Формирование характера происходило на природе, без каких-либо чужих влияний. Мир для них ограничивался пределами поместий

  • Общество, в котором они воспитывались, отталкивало от себя все низкое и несоответствующее их среде.

  • Представление о людях и о жизни они черпали из Франции, точнее, французских романов,



Описание барышень по произведениям А.С.Пушкина 1.Лиза(«Барышня-крестьянка»)

  • Лиза воспитана в отдалении от столицы. Отец героини – англоман, и Лиза также поддалась этому влиянию. И все же самобытность и особенности характера героини, ее страстность привлекают читателей. Лиза – интересный и яркий образ. В его характере присутствуют своеволие, талантливость, мечтательность живой ум и сообразительность. Такой характер Лизы мог сформироваться с разных сторон. С одной стороны, она - единственное и, стало быть, избалованное дитя отца, в доме ей все позволено, отец не чает в ней души, и «поминутные проказы дочери лишь восхищают его».



С другой стороны, формировали и прекрасная русская природа, французские романы, развившие в Лизе мечтательность, жажду любви и счастья. А общение и дружба с дворовой Настей и крестьянами укрепили в ней такие качества, как естественность характера и живость, простоту, искренность, и даже веселость и озорство. Поэтому в роли крестьянки, в которой героиня оказывается, она ощущает себя легко и весело, эта роль становится для нее более близкой и родной.

  • С другой стороны, формировали и прекрасная русская природа, французские романы, развившие в Лизе мечтательность, жажду любви и счастья. А общение и дружба с дворовой Настей и крестьянами укрепили в ней такие качества, как естественность характера и живость, простоту, искренность, и даже веселость и озорство. Поэтому в роли крестьянки, в которой героиня оказывается, она ощущает себя легко и весело, эта роль становится для нее более близкой и родной.



Марья Гавриловна («Метель»)

  • Стройная бледная семнадцатилетняя девушка. Она считалась богатой завидной невестой, и многие хотели выдать ее за своих сыновей. Она полностью воспитана на французских романах, абсолютно бескорыстна и мила. Эта девушка почти ни во что не ставила аристократические обычаи, так как влюбилась в простого человека, в то время как сама она была намного более знатного рода.



  • "Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто.»

  • «Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, ее подруге, другое к своим родителям. Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителей.»

  • «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только внезапным и решительным объяснением.»

  • «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа».



Маша («Дубровский»)

  • Это красавица - девушка семнадцати лет. Она была мила в обращении, пленила красотой и беззащитностью не одного мужчину. При виде ее людям хотелось защитить Машу от жестокого мира, к которому она не была приспособлена.

  • Отец любил дочь до безумия и угождал всем ее прихотям. Но Маша всегда скрывала от него все свои чувства и мысли, боясь, что отец поймет их неправильно. Маша не имела подруг и выросла в уединении. Среди гостей, пирующих у Кирилла Петровича, так звали ее отца, Маша появлялась очень редко. Огромная библиотека, имевшаяся в доме, была полностью отдана в ее распоряжение. Маша же, перерыв сочинения всякого рода, естественно, остановилась на романах.

  • Мария Кирилловна сама по себе была мягкая и добрая девушка, но воспитанная в аристократических предрассудках, не считала род слуги или мастерового достойным уважения с ее стороны.



  • Отец старался поддерживать на должном уровне ее музыкальные способности, чтобы такой чудесный дар не пропадал зря. Но что касается его отношения к внутреннему миру дочери, оно было небрежным, Кирила Петрович не считал это важным. Резкие перепады настроения отца сделали Машу скрытной и зажатой, по крайней мере в отношениях с отцом. Кирила Петрович предоставил Машу самой себе, что девушку вполне устраивало.

  • «Легче отцу иметь детей, чем детям — отца»

  • - так говорил Папа Иоанн XXIII.

  • К сожалению, наша героиня, как такового не имела отца- не получала элементарного, того, что должен был давать ей Кирила Петрович.



« Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие.»

  • « Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие.»



Молю оубо васъ азъ юзникъ о Господе, достойно ходити званiя, въ неже звани бысте, Со всякимъ смиреномудрiемъ и кротостiю, с долготерпенiемъ, терпяще другъ другу любовiю: Тщащеся же блюсти единенiе духа в союзе мира. Едино тело, единъ духъ, якоже и звани бысте во единомъ оуповании звания вашего: Единъ Господь, едина вера, едино крещенiе: Единъ Богъ и Отецъ всехъ и во всехъ насъ". (Послание к Ефесянам ,Ефес., 4;1-6 )

  • Церковь учила и учит нас принимать людей вне зависимости от сословия и от его положения в обществе.



Этика XIX века учила своих детей ценить только «равных» по положению.

  • Маша сначала смотрела на Дефоржа даже свысока, оценивая его только как учителя. Для нее люди более низкого сословия не были даже людьми, а представителями только определенной профессии, предназначенными для выполнения определенных указаний. Их миссия была только в том, чтобы угождать своим господам. Они якобы не имели характера, жизненных целей, предпочтений.

  • В таких взглядах Машу винить нельзя, потому что отчасти это было влияние отца, а отчасти – этики века, и даже веков.



Эти девушки были воспитаны в примерно одинаковых условиях, но, как мы видим, каждая из них смело идет наперекор установленным обществом законам и порядкам, что показывает их как неординарных, сильных личностей, которые заслуживают внимания и уважения

  • Эти девушки были воспитаны в примерно одинаковых условиях, но, как мы видим, каждая из них смело идет наперекор установленным обществом законам и порядкам, что показывает их как неординарных, сильных личностей, которые заслуживают внимания и уважения



  • Каждая из этих девушек стремилась к своему счастью, была готова рисковать. Это должно цениться выше, так как можно представить, что девушки, воспитанные на одних только романах, готовы пожертвовать старыми укладами собственной, размеренной жизни, чтобы найти свою настоящую любовь и стать по-настоящему счастливой.





  • Кроме этого их объединяет многое: особые таланты, каждая из них была красива и любима мужчинами. Каждая мечтала воплотить каждую строчку прочитанного романа в жизнь. Но не каждой это удавалось…



Вопросы проводимого анкетирования:

  • Как вы относитесь к образу жизни барышень XIX века?

  • Хотели бы вы примерить образ барышни на себя?

  • Какие качества характера Вы считаете присущими барышням?

  • Какие ощущения вы испытывали при раскрытии образа барышни?

  • Как вы считаете, помогал ли романтизм в жизни девушек XIX века?

  • Думаете ли вы, что барышни были счастливы, проживая подобную жизнь?

  • Считаете ли вы тему связи времен актуальной для сегодняшних дней?



Результаты опроса:

  • В опросе участвовали 20 девочек в возрасте 13-14 лет

  • Опрошенные считают, что жизнь барышень 19 века достаточно привлекательна, но неуместна для сегодняшних дней.

  • Образ барышень на себя примерить хотели бы все опрошенные, ведь его отличают легкость, романтичность, женственность.

  • Опрошенные считают, что изучать нравы того времени – это интересно, потому что это дает нам ценную информацию о быте, внутреннем мире и морали барышень XIX века. Эти познания помогают читательницам набраться опыта, а также примерить на себя образ барышень XIX века.



  • По мнению опрошенных, романтизм в жизни девушек XIX века был нужен всегда.

  • При раскрытии образа барышень опрошенные ощущали что – то смутно близкое, и уверенность в том, что повели бы себя точно так же.

  • Мнения на тему счастья барышень и довольства ими своей жизнью расходятся.

  • Опрошенные считают, что изучать нравы того времени – это интересно, потому что это дает нам ценную информацию о быте, внутреннем мире и морали барышень XIX века. Эти познания помогают читательницам набраться опыта, а также примерить на себя образ барышень XIX века.



Платья и этикет барышень 19 века.

  • «Костюм.

  • Искусство одеваться – одно из самых необходимых качеств, которыми должна обладать светская красавица, желающая нравиться и иметь успех. Для этого светской красавице необходимо найти хорошую портниху. Но вполне положиться на вкус и фантазию портнихи невозможно. Светская красавица должна прибегать к советам своих ближайших друзей, преимущественно из художников, адвокатов и инженеров путей сообщения, а также посещать французский театр. Советоваться насчет туалета с мужем или бывать в русском драматическом театре – совершенно бесполезно и даже вредно, ибо мужья обыкновенно ровно ничего не понимают по этой части, а русские драматические актрисы совершенно не умеют одеваться.



  • Порядочная женщина должна переменить в сутки, по крайней мере, семь костюмов: утренний, для завтрака, для прогулки или визитов, обеденный, послеобеденный, вечерний и ночной. Сообразно семи костюмам полагается семь различных корсетов, семь перемен белья и семь перемен обуви (включая ночные туфельки). Хороший тон требует, чтобы утром была надета бледно-розовая сорочка, а ночью – черная шелковая. Восстав ото сна, светская красавица должна ежедневно принимать теплую ванну.

  • Благовоспитанная барышня должна иметь очаровательный характер и обворожительные манеры. Барышни не должны ни много смеяться, ни много говорить, ни много плакать, ни много молчать, ни много есть, ни много петь, ни громко говорить, ни часто улыбаться, ни быстро ходить, ни громко сморкаться. Все движения барышни должны быть легки, воздушны и грациозны»







Цитата из статьи «Леди & джентльмены»(девушки нашего времени)

  • «не стремится во что бы то ни стало идти впереди моды, зато у нее есть свой стиль;

  • подбирая даже деловой костюм, старается подчеркнуть свою женственность;

  • экономит на чем угодно, но не на обуви.

  • всегда хорошо выглядит. Это не значит, что она непременно красавица. Нелегкий макияж делает даже перед приходом сантехника;

  • не мыслит себя без ювелирных украшений и знает, когда и как их носить.



  • ухожена (здоровая кожа, безупречный маникюр и педикюр, красиво уложенные волосы, подтянутая фигура). Причем, периодически прибегая к услугам профессионалов, регулярно следит за собой сама;

  • Настоящая леди обезоруживающе вежлива со всеми, включая официантов, продавцов и горничных, относится к окружающим с уважением и добротой. Не смотрит на них свысока! Она человечна. Она должна не только на словах, но и на деле доказывать свой статус леди. ЛЕДИ должна уметь поддержать разговор на любую тему - от Бетховена до количества литров в брыле нефти.)»



Современная девушка



Чем же отличаются правила поведения благовоспитанных барышень и настоящих леди 21 века?

  • Этикет 19 века гораздо строже, чем современный, предусматривает и захватывает больше аспектов жизни.

  • Современный этикет девушек не сковывает их, предоставляет свободу фантазии в одежде (ограничивает только в стилистике туалета в определенное время суток или на определенном событии)

  • В 21 веке этикет не носит буржуазный характер.

  • Сейчас несоблюдение этикетных норм не карается так строго, как каралось раньше. В 19 веке жизнь без этикета казалась невозможной, поэтому барышни в каком-то смысле дети правил. В этом основное отличие барышень 19 века от современных девушек.



Мы изучили поведения и традиции барышень 19 века и пришли к определенным выводам:

  • а) Барышни 19 века были зависимы от правил и общественных норм.

  • б) Их воспитание в основном было направлено на единственную цель: выйти замуж.

  • в) Главное отличие барышень от современных девушек заключается в том, что девушки 19 века не имели права на индивидуальность, а сейчас каждая девушка обладает своим характером, пристрастиями, вкусами.



Спасибо за внимание



Похожие:

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconОбраз Бабы Яги в русском эпосе. Исследовательская работа
Рассмотреть образ Бабы Яги в русских народных сказках и выявить роль данного персонажа

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconОбраз Ивана Грозного в художественных произведениях 19 века Учащиеся 8-а класса
Мы предположили, что писатели XIX века М. Ю. Лермонтов и А. К. Толстой не оправдывают деспотизм Грозного никакими высшими целями...

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconНоминация «Образ Петербурга» выполнена учащимися 9 «А» класса
Проследить, как меняется видение Петербурга в произведениях Пушкина Александра Сергеевича, Гоголя Николая Васильевича, Достоевского...

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconОбраз весны в произведениях живописи, поэзии и музыки Цель урока
Рассмотреть и сравнить образ весны в произведениях живописи, литературы и музыки

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconМоу архангельская сош шатковский район
Исследовательская работа Опрос среди учащихся «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?»

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconИсследовательская работа ученика 10 «А» класса Иванова Александра Сергеевича Учитель Яковлева Л. А. Гипотеза
В храмовом зодчестве начала XX века имя Александра Невского упоминалось больше, чем в начале XXI века

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconИсследовательская работа Металл на теле Работу
Моу «Общеобразовательная средняя школа №7» г. Сосновый Бор Ленинградской области Исследовательская работа

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconИсследовательская работа Иванов Вячеслав, ученик 4 класса моу бадажковской оош
Влияние вида кормов для аквариумных рыб на их жизнедеятельность Исследовательская работа

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconИсследовательская работа Цель работы: выяснить
...

Исследовательская работа «Образ барышень XIX века в произведениях А. С. Пушкина» iconИсследовательская работа на тему: «Здоровый образ жизни. Правильное питание.» Цель: изучить материал о правильном питании. Задачи: Посмотреть материал в Интернете; обратиться к библиотеке
Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница