Анализ художественного текста Тема 8




НазваниеАнализ художественного текста Тема 8
Л.Н. Толстой родился и прожил большую часть своей жизни, здесь
Дата04.05.2013
Размер169 Kb.
ТипАнализ


Анализ художественного текста

  • Тема 8

  • Сюжет художественного произведения


Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором

  • Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания.

  • Задачи:

  • Выявление характера героя;

  • Скрепление изображенных событий;

  • Удержание внимания читателя…

  • Сюжеты складываются из действий:

  • проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах.

  • 2 типа действия:

  • внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами),

  • внутреннее ( динамика жизни души).



Фабула- события в их хронологической последовательности

  • Фабула и сюжет могут совпадать

  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

  • Фабула и сюжет могут не совпадать по замыслу автора

  • (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,

  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

  • При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора.



События сюжета проходят основные стадии действия:

  • пролог

  • предыстория

  • экспозиция

  • завязка

  • кульминация

  • развязка

  • лирические отступления

  • эпилог

  • послесловие



Экспозиция

  • Знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий.

  • По размеру невелика, но может занимать и значительную часть ( «Обломов» - занимает четверть текста).



Завязка

  • Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение.

  • Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте («Мертвые души» - в 11 главе)



Кульминация

  • Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремиться к развязке.

  • Кульминаций может быть несколько («Евгений Онегин»: отповедь Онегина Татьяне, дуэль Онегина с Ленским, финальная встреча Татьяны с Онегиным).

  • Кульминацию не следует путать с перипетиями ( внезапными поворотами событий).



Виды сюжетов

  • Хроникальный

  • (Б произошло после А)

  • романы Ф.М.Достоевского;

  • Концентрический

  • ( Б произошло вследствие А)

  • - А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»



Источники сюжета

  • Библия («Студент» А.П.Чехова)

  • Мифы, предания, легенды («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова)

  • Известный сюжет («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова)

  • Исторические факты («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

  • Реальные факты («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

  • Биографический материал ( «Детство» Л.Н.Толстого)…



А.С.Пушкин о сюжете:

  • А.С.Пушкин о сюжете:

  • В мои осенние досуги,

  • В те дни, как любо мне писать,

  • Вы мне советуете, други,

  • Рассказ забытый продолжать.

  • Что странно, даже неучтиво

  • Роман не конча перервать,

  • Отдав его уже в печать,

  • Что должно своего героя

  • Как бы то ни было женить,

  • По крайней мере уморить,

  • И лица прочие пристроя,

  • Отдавим дружеский поклон,

  • Из лабиринта вывесть вон.

  • В.Г.Белинский: «Мы думаем, что есть романы, мысль которых в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…»



Вопросы и задания

  • Проанализируйте особенности лирического сюжета стихотворения А.Фета:

  • Ещё одно забывчивое слово,

  • Ещё один случайный полувздох -

  • И тосковать я сердцем стану снова,

  • И буду я опять у этих ног.

  • Душа дрожит, готова вспыхнуть чище,

  • Хотя давно угас весенний день

  • И при луне на жизненном кладбище

  • Страшна и ночь, и собственная тень.



Проанализируйте особенности сюжета рассказа Л.Андреева «Что видела галка»

  • С какой целью автор преломляет сюжет через восприятие галки?

  • Какую задачу ставит писатель очеловечивая галку?

  • Как в сюжете заостряется тема жестокости мира?

  • Какова функция подробной экспозиции?

  • Какой образ из 2 абзаца тесно связан с образами 2 разбойников?

  • Завязка происходит, когда галку разбудило «ощущение человеческой близости». С какой целью дальше сюжет разворачивается с недомолвками?

  • Докажите, что в рассказе 2 кульминации.

  • Почему выбор заглавия и подзаголовка можно считать удачным?

  • Напишите эссе « Извечная борьба в людях человеческого начала со звериным».



Домашнее задание

  • Проанализируйте особенности сюжета рассказа Л.Андреева «Предстояла кража»:

  • Где завершается экспозиция и начинается завязка действия?

  • Как объяснить противоречие: герою тягостно одиночество, но приход в его дом знакомых мучителен?

  • Почему предыстория лишь намечена в сюжете рассказа? Что известно о прошлом его?

  • Найдите кульминационные точки рассказа.

  • Почему нет имени, а есть только «человек»?

  • Почему для героя так важно припомнить кличку щенка?

  • Как объяснить грубость к щенку?

  • Почему встреча со щенком изменила ход событий?

  • В рассказе неоднократно говорится, что зов о помощи щенка будет услышан. Что за этим скрывается?

  • Какой эпизод является развязкой и как он связан с экспозицией?

  • В чем философский смысл финального абзаца?



Похожие:

Анализ художественного текста Тема 8 iconЭлективный курс Лингвостилистический анализ текста занятие 1 Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественного текста
Позволяет в полной мере раскрыть специфику художественного текста его эстетическую функцию

Анализ художественного текста Тема 8 iconАнализ художественного текста Тема 2
Наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о соотношении элементов текста, формирующих общее эстетическое впечатление...

Анализ художественного текста Тема 8 iconАнализ художественного текста Тема15 Художественная деталь. Символ. Подробность текста
Создавая произведение, писатель придает огромное значение «бесконечно малым моментам текста» (Л. Н. Толстой)

Анализ художественного текста Тема 8 iconАнализ художественного текста Тема 5
Своеобразная знаковая система, в которой выделяются различные элементы единого целого

Анализ художественного текста Тема 8 iconАнализ художественного текста Тема 4
Подлинные художественные творения выражают смысл истины, помогают читателю пережить встречу с великим, с высшими ценностями

Анализ художественного текста Тема 8 iconТема: «Компаративный анализ художественного текста как способ формирования поликультурной компетентности учащихся на уроках литературы»
...

Анализ художественного текста Тема 8 iconАнализ художественного текста Тема 13 Пейзаж и его функции в произведении
Докажите принадлежность каждого фрагмента тому или иному литературному направлению (сентиментализм, романтизм, реализм)

Анализ художественного текста Тема 8 iconУрок русского языка в 11 классе Тема Анализ художественного текста с элементами рассуждения
Формировать коммуникативную компетенцию учащихся; Способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни

Анализ художественного текста Тема 8 iconКомплексный анализ художественного текста Параметры и способы анализа

Анализ художественного текста Тема 8 iconАнализ художественного текста Тема 12 Образ человека в литературе
Главным объектом сосредоточенного размышления любого писателя является человек, который предстает в образе персонажа или лирического...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница