Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы




НазваниеПрименение технологии исследования на уроках русского языка и литературы
Дата02.12.2012
Размер4.02 Mb.
ТипУрок


Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы.


В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно- воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель: развивать познавательную активность учащихся. Ведущую роль в достижении этой цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников.



Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под этим методом в обучении он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Вопросами исследования в учебной деятельности занимались многие учёные.

Проведение исследования имеет следующие цели: 1. приобщить учеников к процессу выработки новых знаний; 2. освоить один из нестандартных видов получения новых знаний; 3. научить пользоваться учебной, справочной, монографической литературой, практическими материалами, Интернетом; 4. выработать умение работать с основными компьютерными программами; 5. предоставить возможность выступать публично, проводить полемику, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать её.



Под учебной исследовательской деятельностью учащихся обычно понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания.



Как показали исследования немецких учёных, человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминает при участии в дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведённым данные были получены американскими и российскими исследователями.



Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями. То, что учащиеся открывают в процессе исследования, для науки не является новым и уже было давно открыто. Но эти знания являются новыми для учеников, они часто чувствуют себя «первооткрывателями». В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям.



Учебные исследования можно разделить на три вида: -монопредметные -межпредметные -надпредметные. Монопредметное исследование – это исследование , выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.



Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения этого вида исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета. Надпредметное исследование – это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.



Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору, во внеурочной деятельности. В младших и средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме. Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов.



Для исследовательской деятельности характерны следующие этапы: 1. Определение объекта исследования (основополагающий вопрос). 2. Постановка проблемы и определение предмета (темы) исследования (проблемный вопрос учебной темы). 3. Определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы. 4. Изучение теории - литературный обзор, связанный с выбранной темой, сбор собственного материала. 5. Анализ теоретических положений и практических данных, собственные выводы. 6. Оформление результатов исследования. 7. Представление, защита полученных результатов по исследуемому материалу.



Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц).



Тема исследования должна представлять интерес для учащихся, по выбранной теме должно быть достаточно материала. После определения темы, обязательно составляется план исследования. Выдвигается гипотеза. Цель исследования - это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Оформление работы может быть самым различным, но обязательно составляется вывод по всей работе, прилагается библиографический список. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации, фотографии.



Порядок работы над литературным обзором

Порядок работы над литературным обзором

1. Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

2. Выделение наиболее важных частей прочитанного.

3. Составление тезисного плана прочитанного.

4. Выписывание из текста полных и

содержательных цитат с точными ссылками на источник с указанием его выходных данных.

5. Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

6. Критическая оценка прочитанного.

Оформление результатов исследования.

Оформление результатов исследования.
  • Сообщение

  • Презентация

  • Доклад

  • Статья

  • Книжка

  • Стенгазета

  • Реферат

  • Лист наблюдений

  • Буклет

  • Словарик



Защита результатов исследования представляет собой очень важный этап и к нему необходимо тщательно подготовиться. Защита не должна сводиться к пересказу содержания работы. Особое внимание нужно обращать на речь докладчика. Обычно на всё выступление отводится от 7 до 15 минут. После выступления ученик должен быть готов ответить на вопросы «зрителей».





Логическое построение урока русского языка или литературы с использованием технологии исследования:





Темы для исследований по русскому языку и литературе.

Дина – носительница идеи автора (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»).

Правила поведения в тайге (по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Воспитание недоросля (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).

Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Значение имен и фамилий в драме

Н. Островского «Гроза».

Взгляды (программа) Базарова-нигилиста.

Библейские мотивы в романе

М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / в «Преступление и наказание».

В «Стандартах второго поколения» сказано, что одной из основных целей изучения русского языка в школе должно быть «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности: извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста». А цель изучения литературы - научиться «комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст». Таким образом, современный учитель-словесник должен учить школьников не только грамотному письму и речи, но и развивать умения: 1. добывать информацию из всех современных источников; 2. анализировать информацию; 3. делать свои личные выводы по тем или иным вопросам, опираясь на собственный анализ информации.



Исследование по теме: «Значение имён и фамилий в драме «Гроза».



Вступление. Пьесы А.Н. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полёт. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаще всего это имена античного происхождения.



Цель исследования: Доказать, что имена и фамилии, выбранные Островским для героев пьесы «Гроза», вовсе не случайны, а имеют символическое значение.





Савел Прокофьевич Дикой - богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова. Фамилия образована от прилагательного дикий. Дикий – находящийся в первобытном состоянии; перен. – грубый, необузданный. Савел от Савелий «нежданный», Прокофий – от греч. «обнажённый меч».



Варвара - от греч. «дикарка», «варварка». Она язычница, не христианка и ведёт себя соответствующим образом. Варвара - часть "тёмного царства". Она почти лишена чувства ответственности за свои поступки, ей попросту непонятны нравственные терзания Катерины: "А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было",- вот нехитрое жизненное правило Варвары, оправдывающее любой обман. Варвара не была образцом порядочности. С её характером редко попадаются с поличным, по своей натуре она авантюристка, склонная к приключениям.



Феклуша (Фёкла) – в переводе с древнегреческого «слава Божья». Символичен образ Феклуши, роль которой в пьесе мала, но, тем не менее, глубока и объемна. Хотя она и представительница общества патриархального, но всё же именно Феклуша предчувствует скорую гибель «тёмного царства». Она говорит Кабанихе: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние».





Борис -от славянского «борющийся». Борис только и отличается от Тихона, что звучным именем. Борис – племянник Дикого. Мать Бориса «не могла ужиться с роднёй», «уж очень ей дико казалось». Значит, Борис – Дикой по отцу. Он не сумел отстоять свою любовь и защитить Катерину. Борис терпеливо сносит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки. Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней женщине, очевидное для окружающих. Ведь он - плоть от плоти своих предков Диких.





Катерина – от греч. «чистая», «непорочная». Её мучает проблема очищения. Катерина не может и не хочет хитрить, обманывать, притворяться. Катерина – жертва своей чистоты, религиозности, она не вынесла греховности, ведь полюбила не мужа, женщина жестоко наказала себя за измену.



Вывод. На основе проведённого исследования можно прийти к выводу, что имена героев пьесы «Гроза» выбраны автором не случайно. Раскрытие значений имён и фамилий в пьесе А.Н. Островского помогает осмыслить сюжет данного произведения.



Работу выполнили ученики 10 «б» класса.



Похожие:

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconУчитель русского языка и литературы моу “сош №25” Маслак Лариса Павловна
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconТехнология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Подготовила: Хазыкова Н. П., учитель русского языка и литературы, моу чсош п. Чилгир Яшкульского района

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconСовременные образовательные технологии на уроках русского языка Современные образовательные технологии на уроках русского языка
Исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения одно из нескольких его свойств

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconГрабина Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №2 с. Екатеринославка
Использование игровых технологий как условия психологической разгрузки учащихся на уроках русского языка и литературы

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconИгра на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы моу сош №38 Прокина Наталья Александровна
Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. Рассказать о дидактических играх на уроках. Привести примеры уроков с...

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconУрок биологии и русского языка
Тема самообразования: Изучение фразеологических оборотов на уроках русского языка и литературы

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconФормирование текстовой компетенции на уроках русского языка в 5 – 9 классах
Макурина С. Д., учитель русского языка и литературы мбоу «Верховажская сош имени Я. Я. Кремлева»

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconРеализация личностно ориентированного подхода на уроках русского языка
Автор проекта: Храмко Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы моу «Школа №68»

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconСамостоятельная работа на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы Хоринской средней школы №1 Подобашина М. Н
Тема и цель индивидуальной, групповой или коллективной работы. Результаты, которых следует добиваться

Применение технологии исследования на уроках русского языка и литературы iconРмо учителей русского языка в моу сош №2 гор. Гвардейска 24. 11. 2010 Развитие речи на уроках русского языка и литературы
«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница