Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация




НазваниеВозрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация
О.К. Ястребова руководитель проекта ФЦПРО, консультант Минобрна
Дата14.05.2013
Размер7.77 Mb.
ТипПрезентации


Возрастные психологические особенности детей и подростков


Периодизация

  • Различают:

  • грудной возраст (от 0 до 1 года);

  • раннее детство или ясельный возраст (от 1 до 3 лет);

  • первое детство или дошкольный возраст (от 3 до 6 лет);

  • второе детство или младший школьный возраст (от 6 до 12 лет),

  • подростковый (от 12 до 16 лет),

  • юношеский или старший школьный возраст (от 16 до 18 лет).



Дошкольное детство

  • Ведущей деятельностью

  • в младенчестве

  • (от 0 до 1 года)

  • является эмоционально

  • личностное общение

  • со взрослым.



Раннее детство

  • Ведущей деятельностью

  • в ясельном возрасте

  • является предметная

  • деятельность, которая

  • подразумевает, что предмет

  • используется в качестве

  • орудия по закрепленным

  • в данной культуре правилам

  • и нормам (ложкой едят,

  • лопаткой копают, молотком

  • забивают гвозди)



Раннее детство

  • В этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности; либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости.

  • Доминирование одного из двух вариантов связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

  • В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов - подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.



Раннее детство

  • В это же время у

  • детей появляются

  • первые признаки

  • негативизма,

  • упрямства и агрессии,

  • которые являются

  • симптомами кризиса 3 лет.



Первое детство

  • Ведущая деятельность

  • дошкольника (3-6 лет)-

  • сюжетно-ролевая игра.

  • Все занятия с ребенком

  • необходимо проводить

  • только в игровой форме и

  • с активным участием взрослых



Первое детство.

  • К концу возрастного периода происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

  • Новообразование дошкольного возраста - готовность к школьному обучению.

  • Возраст сенситивен к овладению языками.



Дошкольное детство. Второе детство

  • Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

  • По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.

  • Однако наиболее важные человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам).

  • Поэтому регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным.



Второй возрастной кризис-7 лет.

  • Второй возрастной кризис-7 лет.

  • Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

  • Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой).



Второе детство (6-12 лет) . Младший школьный возраст

  • Ведущая деятельность-учеба.

  • В младшем школьном возрасте

  • занятия с детьми лучше всего проводить в небольших группах. Строиться они должны на принципах сюжетно - ролевых игр, к которым дети привыкли уже в дошкольном возрасте. Если уроки будет проводить педагог, которого ребенок хорошо знает и пользующийся у него авторитетом, то эффективность будет достаточно высокой.

  • Родители должны по-прежнему активно и заинтересованно участвовать во всем, чем занимается их ребенок.



Младший школьный возраст



Подростковый период (12-16лет)



Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением.



Подростковый период

  • Возрастные особенности в этот период существенно отличаются от предыдущих. Начинается активное гормональное и половое развитие детей, происходят необратимые изменения в характере, организме и внешности подростка.

  • Часто именно эти перестройки вызывают различные комплексы, неуверенность в себе, замкнутость, он превращается в «колючего ежика», защищаясь от внешнего мира. Установить контакт с ребенком бывает крайне сложно. 



Подростковый период

  • Возраст сенситивен к математике.



Подростковый период

  • Ведущая деятельность-

  • общение со сверстниками.

  • Основная задача родителей, врачей, педагогов и психологов – помочь подростку преодолеть свой трудный возраст спокойно, без психологических травм, комплексов.



Ранняя юность (16 - 18 лет)



Ранняя юность

  •      Эталоны межличностного восприятия окружающих людей становятся более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было ранее, а с идеалами, ценностями, общепринятыми нормами.

  • Самое главное – создание устойчивой мотивации. Беседы, дискуссии, тренинги и изучение научно-популярной литературы по вопросу станут в этом возрасте основными путями достижения положительных результатов.



Психологические термины

  • Гетерохронное развитие- это поэтапное, разновременное (сначала развивается одно, потом – другое)

  • Сенситивность – особая чувствительность психики, возраста к влияниям среды

  • (дошкольный возраст – языки

  • мл.школьник – музыка

  • подросток – математика)



Психологические термины

  • Половой деморфизм – различия в одной и той же деятельности в зависимости от пола (девочки раньше начинают говорить, у мальчиков быстрее развивается точность движений)

  • Геронтология – особенности зрелого возраста

  • Гендерное поведение – особенности поведения в зависимости от пола

  • Лонгетюдный – длительный



Похожие:

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconВозрастные особенности младших подростков Возрастные особенности младших подростков
Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconВозрастные особенности подростков Возрастные рамки подросткового периода
Чувство взрослости (эмансипация от родителей; новое отношение к учению; романтические отношения со сверстниками другого пола; внешний...

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconОбучение подростков эффективным способам разрешения конфликтных ситуаций
Определить возрастные особенности подростков, способствующие возникновению конфликтов

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconВозрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста
«Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и проявления внутренних задатков и предрасположений, которые...

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconПсихологические особенности подростков и юношеского возраста Психологические особенности юношеского возраста
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и...

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconВозрастные психологические особенности
«В ориентации на индивидуальные особенности ребенка, есть одно важное преимущество вы начинаете сходить с ума в два раза реже»

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconВозрастные особенности младших подростков
Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление...

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconВозрастные особенности младших подростков: Подростковый возраст(10-15 лет) – период бурного роста и развития организма
Родительское собрание «Особенности школьной адаптации пятиклассников: чем мы можем помочь»

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация icon«Возрастные особенности детского изобразительного творчества». «Возрастные особенности детского изобразительного творчества»
Обеспечить детей необходимыми знаниями и умениями, развить творческие способности, фантазию, воображение, творческое мышление, эстетический...

Возрастные психологические особенности детей и подростков Периодизация iconПсихологические особенности подросткового возраста Возрастные границы : 11(12)-15(16)лет
Относится к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница