Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения




НазваниеЛекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личност
Дата03.06.2013
Размер1.47 Mb.
ТипЛекции


План лекции

  • План лекции

  • 1. Исторический экскурс

  • 2. Основные функции и признаки проблемного обучения

  • 3. Особенности проблемного обучения

  • 4. Виды и уровни проблемного обучения

  • 5. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения


эвристического (Г. Армстронг);

  • эвристического (Г. Армстронг);

  • - опытно-эвристического (А.Я. Герд);

  • - лабораторно-эвристического

  • (Ф.А. Винтергальтер);

  • - метода лабораторных уроков (К.П. Ягодовский);

  • - естественно-научного обучения (А.П. Пинкевич)



принимаются во внимание все возможные решения или предположения;

  • принимаются во внимание все возможные решения или предположения;

  • индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;

  • предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;

  • проводится аргументация и приведение и порядок обнаруженных фактов;

  • проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.



1. Структурирования учебного материала.

  • 1. Структурирования учебного материала.

  • 2. Доминирующая роль интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.

  • 3. Значение структуры знания в организации обучения.

  • 4. Готовности ученика учиться как фактор учения.

  • 5. Мотивация учения в современном обществе.



усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

  • усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

  • развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

  • формирование диалектико-материалистическою мышления школьников;

  • формирование всесторонне и гармонично развитой личности.



  • Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению



1. Совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь )

  • 1. Совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь )

  • 2. Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям советской школы (И.Я. Лернер )



Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  • Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  • Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

  • Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.



Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация, в основе которой лежат следующие положения современной психологии:

  • Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация, в основе которой лежат следующие положения современной психологии:

  • - процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

  • - проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

  • - условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

  • - закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.



Проблемная ситуация включает три главных компонента:

  • Проблемная ситуация включает три главных компонента:

    • - необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
    • - неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
    • - возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.


Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

    • Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).


Какая расстановка при игре в защите углом назад верна?

  • Какая расстановка при игре в защите углом назад верна?



Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

    • Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.


Выберите оптимальное положение игроков задней линии при атаке с 4 зоны?

  • Выберите оптимальное положение игроков задней линии при атаке с 4 зоны?



Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

    • Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.


Куда совершит перемещение игрок зоны 2 при атаке из зоны 2 при данных расстановках ?

  • Куда совершит перемещение игрок зоны 2 при атаке из зоны 2 при данных расстановках ?



Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

    • Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа.


Укажите, какой выбор места игроков зоны 4 и 5 будет не рациональным при приеме атаки из зоны 4?

  • Укажите, какой выбор места игроков зоны 4 и 5 будет не рациональным при приеме атаки из зоны 4?



Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

    • Проблемные ситуации при решении задач возникают тогда, когда между схематическим и наглядным изображением отсутствует прямое соответствие.


Укажите жест, выполняемый только Первым судьей

  • Укажите жест, выполняемый только Первым судьей



Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в спортивной деятельности:

  • Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы .





- тренер подводит спортсменов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • - тренер подводит спортсменов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • -   сталкивает противоречия практической деятельности;

  • -   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • -   предлагает рассмотреть явление с различных позиций ;

  • -   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • -   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • -   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

  • -   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).



1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

    • 1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
      • - задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
      • - неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
      • - выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
    • 2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
    • 3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
  • В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.



Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий.

  • Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий.

  • В процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления.

  • Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении как источник новых знаний.

  • Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.

  • Индивидуализация, обусловленная наличием учебных проблем разной сложности.

  • Динамичность проблемного обучения.

  • Высокая эмоциональная активность обучаемых.

  • Обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.



1. Научное творчество — теоретическое исследование; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

  • 1. Научное творчество — теоретическое исследование; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

  • 2. Практическое творчество - поиск практического решения; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

  • 3. Художественное творчество - художественное отображение действительности на основе творческою воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.













Проблемное изложение материала на лекции, когда тренер ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале беседы "О возникновении волейбола" ставится проблема: «Почему некоторые правила не изменились до сих пор?", но тренер не дает готового ответа, а рассказывает, как развивался волейбол на всех этапах, сообщает о причинах изменения правил в волейболе, о предположениях.

  • Проблемное изложение материала на лекции, когда тренер ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале беседы "О возникновении волейбола" ставится проблема: «Почему некоторые правила не изменились до сих пор?", но тренер не дает готового ответа, а рассказывает, как развивался волейбол на всех этапах, сообщает о причинах изменения правил в волейболе, о предположениях.



Тренер продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения занимающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Тренер (преподаватель) должен придумать возможные "косвенные подсказки" и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы (применение, творчество – 3 и 4 уровень).

  • Тренер продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения занимающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Тренер (преподаватель) должен придумать возможные "косвенные подсказки" и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы (применение, творчество – 3 и 4 уровень).



Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, НИРС) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня - творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных "знаний-трансформаций"

  • Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, НИРС) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня - творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных "знаний-трансформаций"



Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващенко, В. А. Карпич. — Минск, 1979.

  • Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващенко, В. А. Карпич. — Минск, 1979.

  • Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г. А. Бордовского. — Л., 1987.

  • Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

  • Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.

  • Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

  • Леонтьева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию: Методиче­ские рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). —Л., 1990.

  • Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. — М., 1991.

  • Рябинина О.И. «Садисты» или гении воспитания ? - «Аргументы и факты», № 27, 2005 г., с.23.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Похожие:

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconОрганизация проблемного обучения осознание проблемы
Цель урока: Обеспечить развитие проблемного обучения посредством интерактивного включения учащихся в процесс изучения формирования...

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconИспользование методов проблемного обучения на уроках химии
Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных...

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconОсновы проблемного обучения в начальной школе
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в начальной школе

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconПознакомить с методикой проблемного обучения, использованием технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
Сформировать у студентов целостное представление о знании фирмы и возможностях его управления, как способе создания трудно-имитируемых...

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconI. Вступление
В условия успешности обучения по Д. Дьюи III. Особенности проблемного содержания

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconОсновы проблемного обучения тмом

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconПрезентацию подготовила Пикалова Е. Е. Метод проблемного обучения на уроках математики

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconФункции процесса обучения Основные функции обучения
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из...

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconПрограмма формирования универсальных учебных действий теории обучения Проблемного обучения
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоение учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций,...

Лекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения iconИспользование элементов проблемного обучения при организации экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница