Книжные Разговорный Книжные Разговорный




НазваниеКнижные Разговорный Книжные Разговорный
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личност
Дата конвертации05.06.2013
Размер500 b.
ТипПрезентации





Книжные Разговорный

  • Книжные Разговорный



Особенности разговорного стиля

  • Особенности разговорного стиля







Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко-

  • Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко-

  • торых освещаются, разъясняются

  • актуальные вопросы общественно-

  • политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.



Сфера употреблениястиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей.

  • Сфера употреблениястиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей.

  • Цельпередача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя .

  • Жанры: информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья,

  • рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон .









Речевая ситуация :

  • Речевая ситуация :





Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:

  • Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:

  • глазёнки , гляделки. С какой целью использовал их автор ?

  • 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?

  • 3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок?





  • Научная,

  • производственная,

  • учебная и преподавательская деятельность.



Подчеркнутая информативность.

  • Подчеркнутая информативность.

  • Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.

  • Отвлеченность и обобщенность.

  • Точность, однозначность высказывания.

  • Подчеркнутая логичность, последовательность повествования.

  • Экономное использование образных средств.



В основном существует в письменной форме.

  • В основном существует в письменной форме.

  • Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии.

  • Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.



  • Академический (собственно научный)

  • Научно-учебный

  • Научно-популярный (научно-публицистический)









Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы.

  • Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы.

  • Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений.

  • Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема.

  • Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.



Рецензия – отзыв на научную работу.

  • Рецензия – отзыв на научную работу.

  • Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения.

  • Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения.

  • Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника.

  • Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.



Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала.

  • Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала.

  • Научный докладпубличное сообщение, развернутое изложение какого-либо отдельного вопроса.



Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п.

  • Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п.

  • Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:

  • Дуб – порода светолюбивая;

  • Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).



Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.

  • Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.

  • Дуб развивает очень мощную крону.

  • Летний дуб - порода довольно светолюбивая.

  • Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.

  • Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.



2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.

  • 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.

  • Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.



Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.

  • Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.

  • Специальные – закреплены за определенными отраслями знания:

  • Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое.

  • Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.



1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.

  • 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.

  • 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.



  • 3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании с глаголами в форме 1 лица множ. числа

  • Мы считаем…

  • Как нам представляется…

  • Под … мы будем понимать…



  • 4. Практически не употребляются неопределенные местоимения:

  • что-то, что-либо, кто-нибудь,

  • кое-что и др.



5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета:

  • 5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета:

  • белковые вещества сложны;

  • удельный вес минералов низок;

  • протоплазма бесцветна.



6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple):

  • 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple):

  • Азот соединяется с кислородом

  • (т.е. способен соединяться).

  • Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли.

  • 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида



1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами:

  • 1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами:

  • 1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.



  • 2) наречия:

  • Отсюда можно сделать вывод…

  • Тогда получим следующее значение…

  • Поэтому используем данный метод…



3) обороты связи:

  • 3) обороты связи:

  • Теперь перейдем к…

  • Можно еще отметить, что…

  • Постараемся теперь объяснить…

  • Обратим внимание на…



2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого:

  • 2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого:

  • 20 человек работало в лаборатории.

  • В лаборатории работало 20 человек.



3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже:

  • 3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже:

  • «жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь)

  • выяснение структуры общественного производства;

  • установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).



4. Широко используются:

  • 4. Широко используются:

  • причастные и деепричастные обороты;

  • сложные предложения;

  • безличные и неопределенно-личные предложения.



Неопределенно-личные:

  • Неопределенно-личные:

  • Различают два типа морфем.

  • Состав помещают в колбу.

  • Обобщенно-личные:

  • Дадим определение функции.

  • Произведем суммирование элементов.

  • Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.



Безличные:

  • Безличные:

  • 1) с модальными словами:

  • Нужно найти кривую;

  • Нельзя вывести формулу;

  • 2) с безличными глаголами:

  • Требуется определить силу тока;

  • 3) с предикативными наречиями:

  • Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.



  • 5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок.

  • 6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.



Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

  • Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

  • Сравнение – одна из форм логического мышления.

  • Безо׳бразное (лишенное образности):

  • Борофториды подобны хлоридам.



Развернутое сравнение

  • Развернутое сравнение

  • …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).



Образное сравнение

  • Образное сравнение

  • Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

  • (П. Сорокин. Общая социология)



Метафора

  • Метафора

  • Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций (В. Библер).

  • Раненый зверь – раненный пулей зверь

  • Глагольная сема, дремлющая в слове «раненый» в первом словосочетании, оживает во втором под влиянием распространения (В. Бабайцева).



Проблемные вопросы

  • Проблемные вопросы

  • Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины? (П. Сорокин. Общая социология)



Вопросно-ответные комплексы

  • Вопросно-ответные комплексы

  • Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод… (П. Сорокин. Общая социология).



Недопустимость внелитературной лексики.

  • Недопустимость внелитературной лексики.

  • Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

  • Ограниченно используются неполные предложения.

  • Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.



В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

  • В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).



В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

  • В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).



В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

  • В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).



В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

  • В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).



I. Экстралингвистический анализ текста

  • I. Экстралингвистический анализ текста

  • 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.

  • 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).

  • 3. Форма речи (устная или письменная).

  • 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

  • 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.



II. Лингвистический анализ текста

  • II. Лингвистический анализ текста

  • 1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:

  • а) лексические;

  • б) морфологические;

  • в) синтаксические.

  • 2. Средства создания образности и экспрессивности текста.

  • III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).



  • При анализе текста помните, что все языковые средства на материале конкретного текста рассмотреть невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.



Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000. 

  • Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000. 

  • Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001

  • Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.



  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconКнижные Разговорный Книжные Разговорный
...

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconВыполнили работу: Абайдулина Фарида и Рахметова Анастасия. Абдульменова Нина Викторовна
Литературный язык- высшая форма языка, подчиняющаяся принятым нормам и правилам. В нём выделяются стили: разговорный и книжные

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconСтили речи Разговорный Книжные Научный Официально -деловой
Газетная статья Журнальная статья Очерк Репортаж Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление на радио, телевидении Доклад...

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconПрезентация по русскому языку на тему: Разговорный стиль речи. Разговорный стиль
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся...

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconТема проекта: «Культура речи и средства эффективного общения» Содержание проекта
Фамильярно-разговорный тоже объединяет людей, которые используют разговорный стиль, но отличается общей стилистической сниженностью...

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconПрограмма «Книжные памятники России». Опыт сопоставления двух проектов
Консорциум научных библиотек Европы и программа «Книжные памятники России». Опыт сопоставления двух проектов

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconКнижные выставки неотъемлемая часть всех мероприятий. Книжные выставки неотъемлемая часть всех мероприятий

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconРазговорный стиль языка – сферы его употребления и изменения, которые он претерпевает. Разговорный стиль языка – сферы его употребления и изменения, которые он претерпевает
Разговорный стиль языка сферы его употребления и изменения, которые он претерпевает

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconАнализ художественного текста Тема16 Стиль
Лингвистика: система знаковых элементов, объединенных определенным функциональным значением, выделяет разговорный, публицистический,...

Книжные Разговорный Книжные Разговорный iconКиевский князь Владимир, Креститель, Красное Солнышко
Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru 2012
обратиться к администрации
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница