Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока




НазваниеТема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока
Дата02.12.2012
Размер4.26 Mb.
ТипУрок


Тема народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Более всего я любил мысль народную.

Л.Н.Толстой

Цели урока:

  • проанализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в войне 1805-1807 годов;

  • показать значение народных сил;

  • подвести учащихся к

осознанию мысли Л.Н. Тол-

стого о бесчеловечности

войны.

Война и русский народ – вот важнейшая тема романа



Толстой делит войны на такие, которые ведутся в интересах народа, и такие, которые ведутся в интересах захватнических, близких правительствам, но не народам.

Толстой делит войны на такие, которые ведутся в интересах народа, и такие, которые ведутся в интересах захватнических, близких правительствам, но не народам.

Какие сражения показаны в романе?

  • Какие сражения показаны в романе?

  • Где они происходят?

  • Почему Толстой показал нам в романе не одно сражение, а несколько?



Толстой считает народ непобедимым, когда он защищает свои кровные интересы, и обреченными на неудачу те войны, которые далеки от интересов народа.

Толстой считает народ непобедимым, когда он защищает свои кровные интересы, и обреченными на неудачу те войны, которые далеки от интересов народа.

Толстой выбирает самые

сложные моменты истории,

чтобы показать силу народа,

его облик в годину

испытаний, в эпоху военных

событий



Война 1805—1807 годов. «Смотр под Браунау»

  • - Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?

  • - Почему сценой «Смотр под Браунау» Толстой вводит тему народа?

  • - Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?

  • - Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?

  • - Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню?



Смотр войск Кутузовым под крепостью Браунау



«Переправа через Энс»

  • - Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?

  • - Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и отличное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?

  • - Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?

  • - Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры — Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?



Переход русских войск через реку Энс. Рисунок М. Башилова. 1867



Выводы:

Выводы:

Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.

Шенграбенское сражение

  • По чьей воле произошло Шенграбенское сражение?

  • Рота Тимохина ( т.1, ч.2, гл.20)

  • подвиг Тушина (по т.1, ч.2, гл.XV, XVII)





Багратион на батарее Тушина. Рисунок М. Башилова. 1867.



Батарея Тушина



Вывод:

Вывод:

Ценности и значение толстовских описаний сражений заключается в том, что, хотя он несправедливо принижает значение командования, зато блистательно раскрывает решающую роль простых и скромных патриотов.

Аустерлицкое сражение

  • предыстория сражения

  • утро Аустерлицкого сражения (т.1, ч.3, гл.14)

  • на поле сражения

( т.1, ч.3, гл.XVI)

В пятом часу вечера так же «шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.

В пятом часу вечера так же «шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.

- Тит, а Тит! – сказал берейтор.

- Чего? – рассеянно отвечал старик.

- Тит! Ступай молотить.

- Э, дурак, тьфу!- сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторялась опять та же шутка».

Вывод

Без громких фраз, простым, впечатляющим художественным приемом Л.Н.Толстой убеждает в том, что, какими бы крупными ни казались взлеты и падения правителей, как бы ни занимали людей стремления

к личному возвели-

чиванию, только

одно всегда останет-

ся вечным и бес-

смертным – народ.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Похожие:

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconТема: Бородинское сражение. Правда войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Что с точки зрения Л. Н. Толстого явилось причиной свершения исторического события?

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconТворческий проект на тему «Семья Курагиных в романе Л. Толстого «Война и мир» Авторы: Судякова Мария и Харитонова Татьяна
Для Толстого мир семьи основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconОтечественная война 1812 года. Изображение войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Авторы: А. Н. Кондратьев

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconОбраз Элен Курагиной-Безуховой в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Проект по литературе Выполнила ученица 10 класса
Образ Элен Курагиной-Безуховой в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Проект по литературе

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока icon"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Цель данной магистерской диссертации заключается в выявлении специфики развития и функционирования мотивов греха и покаяния в семантической...

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconАнализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в Отечественной войны 1812 год
Проанализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в Отечественной войны 1812 года

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconМысль семейная в романе «Война и мир»
Писатель утверждает, что основой формирования личности является семья. Именно в семье «любимые» герои Толстого приобщаются в духовному...

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconЛ. Н. Толстого Севастопольские рассказ
Русский офицер в представлении Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы» и«Война и мир») Подвиг человека на войне в романе Б. Васильева...

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconЧувашский республиканский институт образования Проект Семья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Тема народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой Цели урока iconИстинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»
Рассмотреть на примере романа-эпопеи «Война и мир», что есть истинный и ложный патриотизм в понимании Л. Н. Толстого

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница