Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником




НазваниеПсихологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником
Агентство Международного Развития
Дата18.06.2013
Размер110 Kb.
ТипПрезентации


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СВОЕОБРАЗИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СВОЕОБРАЗИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ.

  • Педагог-психолог МОУ ДОД

  • «Центр детского творчества» г. Заринска

  • Николаева Т.Л.


Общая характеристика возраста

  • Раздвигаются рамки семьи до пределов улицы, города, страны

  • Стремление к самостоятельности

  • Период овладения социальным пространством

  • - через общение с близкими взрослыми;

  • - через игровые и реальные отношения со

  • сверстниками

  • Рождение ролевой игры из противоречия

  • (самостоятельная деятельность детей,

  • моделирующая жизнь взрослых)



Социальная ситуация развития

  • Изменяется место ребенка в системе отношений

  • Развивается способность к идентификации с людьми

  • Осознание ребенком, что он имеет индивидуальное имя

  • Появление интереса к телесной конструкции человека



Ведущая деятельность дошкольного возраста

  • ИГРА оказывает значительное влияние на развитие ребенка

  • В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя роль взрослых

  • Игра эмоционально насыщена, становится для ребенка его действительной жизнью

  • Игра способствует становлению общения со сверстниками

  • Игра способствует становлению произвольного поведения

  • В игре развивается мотивационно - потребностная сфера



Центральное новообразование

  • Новая внутренняя позиция

  • Соподчинение мотивов

  • Самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений



Особенности развития познавательной сферы

  • Мышление, речь, восприятие, внимание, память, воображение.



Мышление

  • Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, далее к словесному

  • Складываются предпосылки качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость

  • Попытки объяснений явлений и процессов

  • Формирование свойства: стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение



Речь

  • Предмет сознательного изучения

  • Развивается звуковая сторона

  • Интенсивный рост словарного запаса

  • Развитие грамматического строя речи

  • Приобретается большой активный словарь, позволяет перейти к контекстной речи



Особенности развития речи в дошкольном возрасте

  • Отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращается в универсальное средство общения

  • Появляются связные формы речи, возрастает её выразительность

  • Ребенок постигает законы языка

  • Ребенок учится излагать мысли связно, логично; речь становится орудием мышления и средством познания

  • Превращается в особую деятельность, её формы: слушание, беседа, рассуждения, рассказы



Восприятие

  • Становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим

  • Выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск



Для дошкольного восприятия характерно:

  • Превращается в особую познавательную деятельность

  • Зрительное восприятие становится одним из ведущих

  • Воспринимая предметы и действия с ними происходит освоение сенсорных эталонов

  • Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий



Внимание

  • Значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания

  • Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов

  • Становится опосредованным

  • Связано с интересами ребенка к деятельности

  • Появляются элементы послепроизвольного внимания



Память

  • Становится доминирующей функцией

  • Непроизвольная

  • Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память

  • Объединяясь с речью и мышлением приобретает интеллектуальный характер

  • Формирование элементов словесно-логической памяти



Воображение

  • Формируется в игровой, гражданской и конструктивной формах деятельности

  • Особая деятельность, превращающаяся в фантазирование

  • Переходит во внутренний план

  • К концу дошкольного детства становится управляемым



Эмоциональная сфера дошкольного детства

  • Характерна в целом спокойная эмоциональность

  • Отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам

  • Освоение ребенком социальных форм выражения чувств

  • Один из важнейших компонентов в развитии личности ребенка



Развитие эмоциональной стороны личности

  • Пятимерный мир и предметное сознание (от рождения до 2,5-3 лет)

  • Шестимерный мир и смысловое сознание ( с 3 лет)

  • Кризис перехода к ценностному сознанию ( к 11,5-12 годам ценность-системное качество)



Развитие мотивационной сферы

  • Важный личностный механизм – соподчинение мотивов

  • Наиболее сильный мотив – поощрение

  • Более слабый – наказание

  • Еще слабее – собственное обещание

  • Самый слабый – прямое запрещение каких-то действий ребенка



Новые мотивы

  • Связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием,- мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества

  • Мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами



Складывается

  • индивидуальная мотивационная система ребенка



Развитие самосознания

  • Формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.



Самосознание и самооценка

  • Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника

  • На основе эмоциональной самооценки «я хороший» появляется рациональная самооценка

  • О моральных качествах судит по своему поведению и по нормам семьи



Кризис 7 лет

  • представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.



Определите по 5 б. системе выраженность у ребенка процессов и способностей

  • 5 баллов – очень высокая

  • 4 балла – высокая

  • 3 балла – средняя

  • 2 балла – низкая

  • 1 балл – очень низкая

  • 0 баллов – отсутствие выраженности



Методика родительских оценок



Похожие:

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconПсихологические особенности подростков и юношеского возраста Психологические особенности юношеского возраста
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и...

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconВ процессе взаимодействия дошкольного в процессе взаимодействия дошкольного
Совершенствовать систему взаимодействия доу с семьёй по сохранению психоэмоционального и физического благополучия детей раннего возраста...

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconРазучивание стихотворений детьми старшего дошкольного возраста Особенности детей старшего дошкольного возраста
Для запоминания текста, по данным психолога, ребенку нужно повторить 8-10 раз не на одном занятии, и 2-3 раза припомнить

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconОсобенности взаимодействия педагога-психолога и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
...

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconПсихологические особенности взаимодействия родителей и ребенка в современных условиях

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconПсихологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления
Кризисность подросткового возраста определяется социо-культурными условиями, а также радикальными биологическими, психологическими,...

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником icon«Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста» подготовила зиновьева И. В., педагог-психолог мдоу «црр- д/с №152» главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста
...

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconПсихологические особенности подросткового возраста Кризис личности
Чрезмерная скорость телесных изменений ведет к зависимости от физического состояния

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconПсихологические особенности подросткового возраста Возрастные границы : 11(12)-15(16)лет
Относится к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы

Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником iconПсихологические особенности детей младшего школьного возраста Иванова Г. А., учитель начальных классов
Моу «Средняя общеобразовательная школа №56 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Омска

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница