Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru




НазваниеВавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru
г. в сравнении с 2009-2010 гг.<> <><><>Количество участников ЕГ
Дата03.12.2012
Размер0.75 Mb.
ТипДоклад


Вавилонский эксперимент

  • Владимир Л Павлов, Vladimir.L.Pavlov@intel.com Антон Яценко, Yatsenko@wl.unn.ru


План доклада

  • Введение

  • Описание тренинга

  • Результаты тренинга



Нижегородский университет в 2004 году

  • Один из пяти ведущих университетов России

  • Более 1000

  • докторов и кандидатов наук

  • Более 30000 студентов



Intel в России в 2004 году

  • 13 лет в России

  • Более 1000 инженеров в R&D

  • Центры R&D в 5 городах: Москва,

  • Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саров, Новосибирcк



Вавилонский эксперимент

  • Группе студентов дается задание – разработать высокоуровневый дизайн программной системы

  • Для взаимодействия они могут

  • использовать только UML и жесты

  • Использование любого другого языка

  • (английский, русский, украинский и т.д.)

  • запрещается

  • Студентам дается несколько часов на выполнение задания

  • Тренинг всегда представляется как эксперимент – студенты должны выяснить, является ли UML полноценным языком, который может служить средством общения в команде, или нет



История

  • 2001 – Владимир Л Павлов разработал “Вавилонский эксперимент”

  • С 2001 года Владимир успешно провел его более десяти раз, как в компаниях-разработчиках ПО, так и в университетах

  • Второй автор присоединился к первому в июне 2004 года, и они разработали TTT (Train The Trainer) курс для Вавилонского эксперимента

  • Первый TTT был проведен во второй половине 2004 года

  • В марте 2005 года состоялось первое проведение Вавилонского эксперимента одним из слушателей TTT



Как обучать UML?

  • Мы не обучаем UML – мы обучаем моделированию

    • Шаблоны проектирования (design patterns)
    • Метамодель UML - прекрасный пример хорошего дизайна
    • Нельзя забывать об OCL
  • Практика

  • Практика

  • Практика

  • Практика…



Исследования Дирка Фрош-Вилке



Проблема:

  • Чтобы студенты прочувствовали полезность ООА/ООД и UML, необходимо предоставить им возможность участия в реальном большом проекте разработки программного обеспечения

  • Но очень сложно внедрить такой проект в университетский учебный план



Цель

  • Создание тренинга, позволяющего студентам:

    • Прочувствовать коммуникационные проблемы, типичные для больших программных проектов
    • Приобрести опыт успешного применения ООА/ООД и UML для преодоления этих проблем


План доклада

  • Введение

  • Описание тренинга

  • Результаты тренинга



Вавилонский эксперимент

  • Интенсивный тренинг

    • Необычные условия эксперимента позволяют студентам приобрести опыт работы в команде, подобный тому, который они могли бы извлечь из реального проекта длительностью несколько недель
    • “совместное поедание пуда соли в
    • сжатом пространстве/ времени”
  • Предпосылки…

    • Игра «Крокодил»
    • Легенда о Вавилонской башне
  • Тренинг-исследование



Игра «Крокодил»

  • Участвуют 2 команды из 3-10 человек

  • Члены первой команды загадывают сложное слово, выбирают одного из членов второй команды и сообщают ему это слово

  • Выбранный игрок должен жестами показать загаданное слово членам своей команды. При этом он не может воспользоваться устной или письменной речью

  • После того, как слово угадано (либо команда сдалась), новое слово выбирается той командой, которая только что отгадывала

  • Примеры слов: мелиорация, плацебо, имаго, экспансия, инкапсуляция, пантеизм, атрибут



Легенда о Вавилонском столпотворении

  • В Библии есть предание о том, как Бог, разгневанный дерзостью людей, вознамеривавшихся соорудить башню до небес (Вавилонская башня) «смешал их языки» (они перестали понимать друг друга) и рассеял человечество по всей земле



кн. БЫТИЕ, гл. 11

  • На всей земле был один язык и одно наречие.

  • Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

  • И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

  • И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

  • И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

  • И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

  • сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

  • И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

  • Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.



Вавилонский эксперимент

  • Проверяем, является ли UML полноценным языком

  • Важно заинтересовать и создать энтузиазм

  • Важен факт исследования

  • Осознание студентами ответственности за результат эксперимента: “Взялся за гуж – полезай в кузов

    • Для этого нужно много зрителей на презентации
    • После презентации зрители обсуждают разработанную модель и принимают решение о результате эксперимента


Примерный план



Группа участников

  • Отличное знание ООА/ООД и UML

  • Не более 8-10 человек

  • Группа должна быть разнополая

  • Экстраверты и интроверты

  • Близкий возраст участников



Отбор участников

  • Необходимо создать конкуренцию

    • Обычно мы отбирали 8-10 студентов из 20-30
  • Устный экзамен

    • Открытые вопросы
  • Как альтернативу устному экзамену мы всегда предлагаем студентам сдать сертификационные экзамены по UML

    • IBM 486 Object-Oriented Analysis and Design with UML
    • OMG Certified UML Professional


Роли

  • Участники

      • Проектируют систему, не используя при этом речь
      • В конце делают презентацию результатов своей работы, используя речь
  • Тренер

      • Предварительно готовит задачу для проектирования
      • В процессе проектирования не участвует
      • Следит за соблюдением правил
      • Основное время находится с участниками
      • На этапе проектирования в присутствии участников молчит
      • Наблюдает за процессом проектирования и, позднее, предоставляет участникам обратную связь
  • Ассистент тренера

      • Обеспечивает логистику, обед и связь с “внешним миром”
      • Встречает и рассаживает зрителей
      • На этапе проектирования в присутствии участников молчит
  • Зрители

      • Приходят на презентацию
      • Предоставляют отзыв, на основании которого принимается решение о результате эксперимента


Сжигаем 4 спички

  • Начало мероприятия

    • Инструктаж участников
  • Переход в “безголосый” режим

    • Вскрытие конверта с заданием
    • Работа команды над заданием
    • Легкий обед
    • Перемещение в актовый зал
  • Начало презентации, разрешение использования голоса

    • Презентация
    • Обсуждение результатов
  • Завершение мероприятия



Примерный график

  • 10:00 – начало мероприятия, сжигание первой спички

      • 10:30 – сжигание второй спички, запрет на использование языка
      • 14:00 – легкий обед
  • 15:00 – сжигание третьей спички, начало презентации, снятие запрета на использование языка

      • 15:30 – завершение презентации, начало обсуждения со зрителями
  • 17:00 – завершение мероприятия для зрителей

      • Обсуждение внутри группы (иногда не проводится)
  • 18:00 – завершение мероприятия для участников, сжигание четвертой спички

  • Следует проводить в выходной день, чтобы большое количество зрителей смогло посетить презентацию

    • Желательно - воскресенье


Задание

  • Задание состоит из двух частей: одна часть уникальна и создается заново для каждого эксперимента; вторая является общей для всех экспериментов

  • Образец задания приведен в нашей статье (см. Proceedings of the 36th Technical Symposium on Computer Science Education, стр. 231-235)



Обсуждение

  • Каков основной результат эксперимента?

  • Что прошло хорошо?

  • Что прошло не очень хорошо?

  • Что было новым/неожиданным?

  • Были ли потери информации?

  • Что явилось их причиной?

  • Извлеченные уроки

  • ВСЕМ СПАСИБО!



План доклада

  • Введение

  • Описание тренинга

  • Результаты тренинга



Результаты

  • Результаты эксперимента

      • С момента создания Вавилонский эксперимент был проведен более десяти раз
      • Эксперимент всегда заканчивался успешно
  • Результаты тренинга

      • Тренинг успешно проводился как в вузах, так и на предприятиях
      • Позитивные отзывы от студентов и заказчиков


Отзывы студентов

  • …опыт практического использования UML побудил меня изменить отношение к UML – теперь я понимаю, как он может пригодиться мне в реальных проектах…

  • …участие в эксперименте помогло мне осознать, что моделирование на UML – это не просто абстрактная «Игра в бисер», а очень практичный инструмент…

  • …благодаря эксперименту я понял, что использование различных UML диаграмм (диаграмм классов, диаграмм последовательности, диаграмм использования и т.д.) наиболее оправданно, когда все они применяются совместно, представляя различные точки зрения на моделируемую систему…



Отзывы приглашенных зрителей

  • …Вавилонский эксперимент – интересное упражнение. Разработанная модель показывает, как точен, лаконичен, и ёмок может быть UML при правильном использовании. Я рекомендую этот тренинг всем студентам, которые хотят почувствовать, что в действительности UML может дать команде…

    • Сергей Алпаев (Chief Software Architect, ISD, Украина) о Вавилонском эксперименте,
    • проведенном в апреле 2001 года
    • в Днепропетровске
  • …Участники эксперимента разработали модель, которая является цельной, элегантной и содержит несколько очень ярких идей…

    • Профессор Виктор Гергель (ВМК ННГУ, Россия) о Вавилонском эксперименте,
    • организованном в августе 2004 года в Нижнем Новгороде


Проект “Виртуоз”

  • 15-30 лучших молодых преподавателей из университетов бывшего Советского Союза приезжают в Нижний Новгород на шесть месяцев

        • Август-Декабрь
  • Они прослушивают лучшие курсы по программной инженерии

        • Курсы предоставляются Intel, Microsoft, IBM, Borland, Kaspersky Lab, Carnegie Mellon University и другими спонсорами проекта
  • Они приобретают реальный опыт в нижегородском центре разработок Intel

        • 50% времени они проводят в реальных проектах Intel
  • По окончании программы они должны вернуться в свои университеты и продолжить там преподавательскую деятельность

        • Они должны преподавать там не менее двух лет
        • Это наш вклад в решение проблемы локальной утечки мозгов
  • Проект инициирован и организован Intel, он поддерживается многими всемирно-известными высокотехнологичными компаниями



Train The Trainer

  • В 2004 мы провели первый TTT по Вавилонскому эксперименту

  • TTT был проведен для участников проекта «Виртуоз»

  • В этом TTT две команды работали независимо над одним заданием…



Две команды, работающие над одним заданием

  • Одна команда должна была использовать только UML и пантомиму для общения

  • Другая, в дополнение к UML, могла использовать речь

  • Первая команда (которой было запрещено использовать речь) справилась с заданием более успешно, чем другая команда

    • Их диаграммы были более детальны, продуманы и элегантны


Направления для дальнейших исследований

  • Как мы можем повысить эффективность тренинга “Вавилонский эксперимент”?

  • Можно ли использовать методы, основанные на пантомиме, для преподавания других языков (не только UML)?

  • Будет ли удачной комбинация подхода, основанного на пантомиме, с другими инновационными методами обучения?

  • Можно ли использовать подход, основанный на пантомиме, для оценки и сравнения различных программных пакетов?

    • Несколько соревнующихся команд работают независимо над одним и тем же заданием, но используя различные программные средства?


Немного о статистике

  • Точная статистика мы пока не публикуем

        • К настоящему моменту все Вавилонские эксперименты были проведены Владимиром Павловым, таким образом, возникает вопрос, что/кого характеризует текущая статистика: эксперимент или Владимира? ;-))
  • В 2004 был разработан и запущен TTT, в ближайшее время новые преподаватели проведут свои Вавилонские эксперименты

  • Мы разработали унифицированную анкету, обязательную для использования каждым преподавателем, проводящим эксперимент

  • За два года мы планируем собрать исчерпывающую статистику



Добро пожаловать в Канаду !

  • 18 “Конференция IEEE по преподаванию программной инженерии” (CSEE&T)

  • 18-20 апреля 2005 года, Оттава (Канада)

  • http://www.site.uottawa.ca/cseet2005/

  • Доклад “Использование пантомимы в преподавании ООА&ООП и UML ” (авторы: Владимир Л Павлов и Антон Яценко)



Благодарности:

  • Алексей Зверинцев (Nokia, Польша)

  • Андрей Терехов (Microsoft, Россия)

  • Анна Акушева (Intel, Россия)

  • Дмитрий Маленко (ДНУ, Украина)

  • Майкл Ринн (Intel, США)

  • Никита Бойко (ДНУ, Украина)

  • Николай Митюшин (Intel, Россия)

  • Станислав Бусыгин (Университет Флориды, США)

  • Юрий Бущенко (University of Westminster, UK)



Резюме

  • “Вавилонский эксперимент” – тренинг, основанный на пантомиме

      • Декларируемая цель – проверка “является ли UML полноценным языком”
      • Результаты таких экспериментов всегда были положительными
  • “Вавилонский эксперимент” эффективен

      • Экспериментальная природа этого метода побуждает студентов к глубокому изучению ООП и UML
      • Практическая природа метода помогает им прочувствовать практическую ценность ООП и UML
      • После участия в эксперименте студенты говорят, планируют применять UML в реальных проектах
  • Тренинг успешно проводился как на предприятиях, так и в вузах

  • Тренинг эволюционирует



Доклад был сделан на 36 “Симпозиуме ACM по преподаванию информатики” (SIGCSE 2005) Сент-Луис, Миссури, США 25 февраля 2005 года

  • Доклад был сделан на 36 “Симпозиуме ACM по преподаванию информатики” (SIGCSE 2005) Сент-Луис, Миссури, США 25 февраля 2005 года

  • http://www.ithaca.edu/sigcse2005/

  • Презентация опубликована на сайте

  • http://www.vlpavlov.com



Похожие:

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconВавілонський експеримент Володимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru
Володимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconВавилонский эксперимент Методика проведения интенсивного тренинга-практикума по ооп с использованием uml

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconВавилонский эксперимент Методика проведения интенсивного тренинга-практикума по ооп с использованием uml

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconЛекция Правила написания и оформления статей в Википедии Владимир Соловьев (Участник: Vladimir Solovjev) e-mail: volodimer@list ru skype: svolodimer Что такое статья
Это публицистическое произведение небольшого размера, посвященное важному вопросу или злободневной теме

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconМногоядерные/многопроцессорные Intel архитектуры Многоядерные/многопроцессорные Intel архитектуры
Появились двухпроцессорные архитектуры. Процессоры поддерхивают технологию четверного ядра (quad-core) Intel® Xeon® Processor 5200,...

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconОбщие сведения об архитектуре вс на базе процессоров Intel ia-32 Процессоры Intel c архитектурой ia-32

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconАрхитектура многоядерных процессоров Intel и amd структурная схема процессора Intel Core

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconЛекция 5 тема 2 Универсальные микроконтроллеры 1 Семейство Intel mcs-51 Содержание Обзор рынка и областей применения мк
Семейство Intel mcs-51 Однокристальный микроконтроллер 8051 является представителем мк семейства Intel mcs-51, которое в настоящее...

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconМеждународные образовательные стандарты по программной инженерии Владимир л павлов, Microsoft Структура доклада
По в процессе работы над программными продуктами быть способными эффективно решать поставленные перед ними задачи как индивидуально,...

Вавилонский эксперимент Владимир л павлов, Vladimir. L. Pavlov@intel com Антон Яценко, Yatsenko@wl unn ru iconПрактика построения системы управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования (ТОиР)
Павлов Владимир Алексеевич Директор по корпоративным проектам Деснол Софт Консультант команды «Ремонт Эксперт» Эксперт центра исследований...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница