Цель проекта




НазваниеЦель проекта
Дата02.12.2012
Размер117.5 Kb.
ТипУрок



  • Цель проекта:

  • 1) выяснение причины Смуты, а также причин, способствовавших прекращению Смуты и сохранению России в качестве самостоятельного государства;

  • 2) развитие умений самостоятельно анализировать источники информации и выявлять причинно- следственные связи;

  • 3) воспитание патриотизма.

  • Основные понятия: Смута, интервенция, ополчение.

  • Оборудование: учебник истории; карта «Смутное время в России в начале XVIIв.»

  • Система учебных задач. Общая учебная задача: почему Россия выжила в Смутное время?

  • Частные учебные задачи:

  • -почему началась Смута?

  • -Почему прекратилась Смута и Россия смогла сохранить независимость и целостность?



  • Постановка общей учебной задачи и выяснение причин Смуты происходят на первом уроке, на втором и третьем уроках учащиеся ищут ответ на вопрос, что способствовало прекращению развала страны и воссозданию России.

  • Урок 1. Вводно- мотивационная часть.

  • Учитель говорит о самых тяжелых временах в нашей истории, о ужасах Смуты , о распаде государственности, отвратительный упадок нравов и т.д.

  • Русский народ, некогда безропотно вынесший опричнину, почитавший своих правителей как помазанников Божьих, вдруг отказывается им повиноваться. Царский престол попадает в руки каких –то темных личностей с неясным прошлым, отдельные части государства объявляют о своей независимости от

  • Москвы, иностранцы безнаказанно терзают русскую землю.

  • Прежде чем ответить на все вопросы поставленные проектом перед детьми ,

  • мы должны выяснить, кем и как Русь оказалась ввергнута в Смуту?, то есть каковы причины Смутного времени.



  • Организация учебной деятельности.

  • Учащиеся работают с учебниками как источником информации, формулируя ответ на поставленную учебную задачу. Преподаватель указывает страницы учебника и определяет временные рамки (не более 15 минут). Должны быть проанализированы сведения, характеризующие положение России в период правления Федора Иоановича и Бориса Годунова, а также появление первого самозванца.

  • Можно использовать прием фиксации предполагаемого результата: школьники должны найти 5 причин начало Смуты. Необходима подсказка: «Об одной из причин на указанных страницах прямо не говорится, но выделить ее можно, если вспомнить правление Ивана Грозного».

  • Этап контроля и коррекции.

  • В конечном счете учащиеся должны назвать следующие причины Смуты.

  • 1. Недовольство крестьян и горожан закрепощением. Нахождение этой причины в части, касающейся закрепощения крестьян , обычно не вызывает у детей никаких затруднений, но учитель должен добавить , что крепостные порядки постепенно распространялись и на городское население ( в интересах налогообложения), что вызыало недовольство многих жителей посада.



  • 2. Страшный голод 1601-1603 гг. из-за неблагоприятных погодных условий

  • 3. Вмешательство в дела России католической церкви и поляков, рассчитывавших на

  • усиление своего влияния.

  • 4. Разорение России в результате опричнины и неудачной Ливонской войны.

  • 5. Прекращение династии потомков Ивана Калиты.

  • Таким образом подводим итоги, Смута была вызвана глубокими причинами, особенностями внутреннего развития России и ее положения в мире, но способствовало ее началу крайне крайне неблагоприятное стечение обстоятельств(прекращение прежней династии и страшный голод из за ухудшения погоды).

  • Домашнее задание.

  • Прочитав раздел параграфа, посвященный правлению Лжедмитрия 1, определите, почему недолгим оказалось его правление. Найдите 4 причины.

  • Подготовьте небольшое сообщение о личности Лжедмитрия1.



  • Урок 2. Продолжение Смуты

  • Проверка домашнего задания.

  • Поработав с текстом учебника, ученики должны назвать следующие причины падения первого самозванца:

  • -отказ Лжедмитрия отменять крепостнические законы и снижать налоги;

  • -оттеснение им от государственных дел Боярской думы;

  • Обложение дополнительным налогом монастырей, распространение слухов, что новый царь собирается «окатоличить Русь»;

  • Развязное поведение поляков в Москве, нарушение ими русских обычаев.

  • Учитель обращает внимание учеников на противоречивость этих претензий: например, простые люди ждали от царя смягчения крепостного гнета, а для бояр и дворян это было неприемлемо. Можно также добавить, что Лжедмитрий , став царем, вовсе не спешил удовлетворять претензии поляков и выполнять ранее данные им обещания. Это вызвало недовольство полчков, но в глазах многих русских Лжедмитрий так и остался польским ставленником. В итоге оказалось , что его некому поддерживать.



  • Вводно-мотивационный этап.

  • Учитель определяет цель двух ближайших уроков: выяснить, что спасло Русь, позволило сохранить единое и независимое государство и прекратить Смуту. Для этого необходимо разобраться, какие силы принимали участие в борьбе за власть в период Смутного времени и какие цели они ставили, участвуя в этой борьбе.

  • Организация учебной деятельности

  • Учащимся предлагается заполнить таблицу, посвященную политической борьбе в период Смуты. Часть таблицы заполняется и проверяется в классе ( какая именно- зависит от уровня подготовки учащихся и скорости их работы), часть предлагается в качестве домашнего задания. Хронологически изучается период 1604-1611г.



Урок 3. Завершение Смуты Проверка домашнего задания Ученики представляют свою таблицу , которую они заполнили дома. Политическая борьба в годы смуты





  • Учитель обращает внимание на то , что если на первых этапах Смуты шла политическая борьба за власть и на первый план выдвигалась необходимость удовлетворения претензий различных сил друг к другу, то позже главной проблемой

  • стала борьба с иностранным вмешательством.

  • В ходе работы необходимо четко сформулировать цели различных сил, принявших участие в Смуте;

  • - бояре стремились ограничить власть царя, вернуть себе утраченные привилегии, сделать невозможным повторение опричнины;

  • - дворяне желали полного закрепощения крестьян и сильной власти царя, способной отстоять их интересы;

  • - казаки занимались грабежом, но многие из них мечтали занять место дворян в русском обществе (можно сравнить казаков с японскими самураями, которые по происхождению близки к казакам и которые по происхождению близки к казакам и которым удалось стать правящим слоем в своем государстве);



  • Крестьяне и горожане желали снижения налогов и выступали против закрепощения.

  • Организация учебной деятельности.

  • Учитель напоминает учебную задачу (почему прекратилась Смута и Россия смогла сохранить независимость и целостность?) и формулирует ее более узко, применительно к целям данного урока: как столь разнородным силам удалось договориться друг с другом и воссоздать государство?

  • Для этого на первом этапе нам нужно выяснить, откуда пришло освобождение. Работая с картой, учащиеся выясняют, что земское ополчение, изгнавшее захватчиков и прекратившее Смуту, пришло из городов Поволжья. Но почему?

  • Нижегородская земля долгое время была пограничной территорий;

  • Местные жители привыкли действовать инициативно , полагаясь на себя;

  • Наиболее активные патриоты, такие , как Кузьма Минин, осознавали , что обеспечить развитие страны, ее народного хозяйства может только сильная централизованная власть во главе с национальным правительством.







Похожие:

Цель проекта iconЦель проекта – Цель проекта
Цель проекта повышение эффективности и качества работы представителей муниципального сектора водоснабжения и водоотведения в странах...

Цель проекта iconЦель проекта: Цель проекта
Цель проекта: поддержка имиджа спбгпу посредством позиционирования Политехнического парка

Цель проекта iconЦель проекта: Цель проекта
Цель проекта: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества,...

Цель проекта iconЦель проекта цель проекта
Вузов партнеров проекта и долгосрочной программы сотрудничества предприятий (мсб) с вузами

Цель проекта iconЦель данного проекта: Цель данного проекта
Цель данного проекта: воспитание гражданственности, любви к русской литературе, обучение аналитическому чтению

Цель проекта iconЦель проекта: Цель проекта
Определение и регистрация объемов снижения энергопотребления в результате внедрения энергосберегающих мероприятий

Цель проекта iconЦель проекта: Цель проекта
Конструирование системы задач по теме: «отыскание наибольших и наименьших значений величин»

Цель проекта iconЦель проекта : Цель проекта
Исследовать народную песню как отражение русского быта, истории, духовной красоты

Цель проекта iconЦель проекта: Цель проекта
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года

Цель проекта iconЦель проекта: Цель проекта
Задача: Проанализировать материал и ответь на вопрос: Сущность и происхождение денег?

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница