Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина»




НазваниеЛекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина»
С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать
Дата08.01.2013
Размер329 Kb.
ТипЛекции


Введение в Хумаш. Автор р. Моше Пантелят

  • Материал для самостоятельного изучения к вводной лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина»


Книга, которую мы будем изучать, называется Хумаш или Пятикнижие. Это общее название первых пяти книг Библии.

  • Книга, которую мы будем изучать, называется Хумаш или Пятикнижие. Это общее название первых пяти книг Библии.

  • В самом Хумаше написано, что весь его текст, слово за словом, был продиктован Б-гом пророку Моше в Синайской пустыне более тридцати трех столетий назад.



Содержание Хумаша широко известно.

  • Содержание Хумаша широко известно.



Мы знаем, что слово Тора употребляется не только в узком смысле этого слова - текст Пятикнижия, Хумаша, но и в широком значении: под этим словом подразумевается вся традиция иудаизма, совокупность его законов, обычаев, мировоззрений. Источник самой традиции - Устная Тора, полученная на Синае наряду с Письменной (Пятикнижием).

  • Мы знаем, что слово Тора употребляется не только в узком смысле этого слова - текст Пятикнижия, Хумаша, но и в широком значении: под этим словом подразумевается вся традиция иудаизма, совокупность его законов, обычаев, мировоззрений. Источник самой традиции - Устная Тора, полученная на Синае наряду с Письменной (Пятикнижием).



Ответим сначала на второй вопрос словами рава Шимшона Рефаэля Гирша:

  • "Отношение Устной Торы к Письменной подобно отношению прочитанной научной лекции к краткому ее конспекту. Студенты, прослушавшие лекцию, смогут в любой момент восстановить ее содержание на основе своих кратких записей. Зачастую им достаточно нескольких слов, восклицательного знака, точки или подчеркнутого слова, чтобы оживить в памяти целый ряд идей и замечаний, которые были изложены стоящим на кафедре преподавателем. Тем же, кто не слышал самой лекции, конспект покажется чем-то вроде китайского письма".



В любом случае попытка изучать Тору только по тексту Пятикнижия неизбежно приведет к заблуждениям. Чтобы понять всю ее глубину, необходимо обратиться к Устному учению, которое передавалось из поколения в поколение на протяжении полутора тысяч лет, пока не было записано в период между 200-500 годами н.э. Кодификация Устного учения началась с Мишны, вслед за ней были записаны сборники преданий Устной Торы: Мидраш Раба, Мидраш Танхума и другие.. Завершается весь процесс кодификацией Талмуда.

  • В любом случае попытка изучать Тору только по тексту Пятикнижия неизбежно приведет к заблуждениям. Чтобы понять всю ее глубину, необходимо обратиться к Устному учению, которое передавалось из поколения в поколение на протяжении полутора тысяч лет, пока не было записано в период между 200-500 годами н.э. Кодификация Устного учения началась с Мишны, вслед за ней были записаны сборники преданий Устной Торы: Мидраш Раба, Мидраш Танхума и другие.. Завершается весь процесс кодификацией Талмуда.



На страницах Талмуда и Мидрашей мы находим ту конечную информацию, которая передавалась прежде из уст в уста. Не хватает в этих книгах одного - связи между текстом Пятикнижия и утверждениями Устной Торы. Мидраш утверждает, что значение данного слова или предложения такое-то, но каким образом это закодировано в самом тексте - Мидраш зачастую не дает ответа. Но мы знаем, что вся Устная Тора закодирована в Письменной, как устная лекция в конспекте. Однако составители Мидрашей не считали нужным доводить до читателя технику кодирования и анализа текста. Их заботило только одно: чтобы Устная Тора не забылась, поэтому они записали лишь ее конечные выводы.

  • На страницах Талмуда и Мидрашей мы находим ту конечную информацию, которая передавалась прежде из уст в уста. Не хватает в этих книгах одного - связи между текстом Пятикнижия и утверждениями Устной Торы. Мидраш утверждает, что значение данного слова или предложения такое-то, но каким образом это закодировано в самом тексте - Мидраш зачастую не дает ответа. Но мы знаем, что вся Устная Тора закодирована в Письменной, как устная лекция в конспекте. Однако составители Мидрашей не считали нужным доводить до читателя технику кодирования и анализа текста. Их заботило только одно: чтобы Устная Тора не забылась, поэтому они записали лишь ее конечные выводы.



Среди крупных комментаторов Торы первое место занимает РАШИ (рабби Шломо Ицхаки), живший во Франции в XI веке.

  • Среди крупных комментаторов Торы первое место занимает РАШИ (рабби Шломо Ицхаки), живший во Франции в XI веке.

  • Комментарий РАШИ уникален: с одной стороны, он необычайно прост и лаконичен, так что самые простые люди, даже дети в возрасте шести-семи лет способны его изучать, - достаточно только знать перевод слов - все кажется настолько ясным и понятным! Но, с другой стороны, за этим простым текстом кроется невероятная глубина, и чем больше познает человек Тору, тем большую глубину открывает в этих, с детства знакомых ему словах.

  • Крупнейшие мудрецы всех времен продолжали тщательно изучать этот комментарий, обдумывая каждое слово. Один из них, перефразируя слова раби Зейры из Талмуда, как-то сказал: "Над каждой каплей чернил, вышедшей из-под пера РАШИ, я сидел семь чистых дней".



Приблизительно в ту же эпоху,

  • Приблизительно в ту же эпоху,

  • когда жил РАШИ, в Испании

  • появился другой крупный

  • комментатор - рабби Авраам ибн

  • Эзра. Это был удивительный

  • человек. Помимо Торы он

  • занимался астрологией,

  • математикой, философией и

  • поэзией. Не имея гроша за душой,

  • он скитался всю жизнь и успел

  • объездить весь свет. Его

  • комментарий отличают две черты:

  • широкое использование грамматики

  • иврита для объяснения сложных

  • мест в тексте и крайний

  • рационализм.



В Торе тоже есть "многослойность", только несколько иная. Существует много уровней понимания одного и того же текста. Принято разделять все эти уровни на четыре группы:

  • В Торе тоже есть "многослойность", только несколько иная. Существует много уровней понимания одного и того же текста. Принято разделять все эти уровни на четыре группы:



Ни один из этих уровней не исключает другого, они дополняют друг друга. Иногда в одном и том же рассказе Торы пшат описывает события так, как воспринимает их сторонний наблюдатель, видящий конкретные действия и слышащий произносимые слова. Драш вскрывает внутреннее содержание событий: что думают и чувствуют люди. Мысли и переживания не воспринимаются сторонним наблюдателем, поэтому в пшате, то есть в самом тексте, о них нет упоминания. Только драш вскрывает внутренний мир героев. Ремез забирается еще глубже - в подсознательное.

  • Ни один из этих уровней не исключает другого, они дополняют друг друга. Иногда в одном и том же рассказе Торы пшат описывает события так, как воспринимает их сторонний наблюдатель, видящий конкретные действия и слышащий произносимые слова. Драш вскрывает внутреннее содержание событий: что думают и чувствуют люди. Мысли и переживания не воспринимаются сторонним наблюдателем, поэтому в пшате, то есть в самом тексте, о них нет упоминания. Только драш вскрывает внутренний мир героев. Ремез забирается еще глубже - в подсознательное.



Вопросы по пройденному материалу.

  • Что такое «Хумаш», какого его происхождение?

  • На какие части делится текст Письменной Торы, и какова разница в их содержании?

  • Что включает в себя более широкий смысл слова «Тора»?

  • Как можно охарактеризовать соотношение Устной Торы и Письменной?

  • В чем, по Вашему мнению, состоит проблематичность изучения Торы, пользуясь только Письменным текстом?

  • Каковы этапы кодификации Устной Торы, и когда было принято решение записать ее?

  • Какую цель преследовали мудрецы, записывая то, что прежде передавалось устно?

  • Какова роль комментариев в процессе изучения Торы?

  • Какие комментаторы Торы Вам известны?

  • В чем причина расхождений в их комментариях?

  • Объясните термины «пшат», «ремез», «драш», «сод».



Похожие:

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconЛекции План лекции Исторический экскурс Основные функции и признаки проблемного обучения Особенности проблемного обучения
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения эвристического (Г. Армстронг)

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconКурс лекций рассчитан на студентов физического факультета нгу
Лекции предназначены для студентов старших курсов физико-технического факультета нгту

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconДистанционное обучение как элемент заочного обучения в вечерней школе
Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или...

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconЦель дисциплины состоит в формировании знаний об оопт саратовской области. Основные задачи
Спецкурс "Особо охраняемые природные территории Саратовской области" читается студентам 3-го курса заочного отделения географического...

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconТесты для самопроверки Итоговый тест Письменная работа Экзамен и зачет вебинар
Институт разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconЕгэ история России Обществознание Ульяновск, 2010 Документы
...

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconСпециальности факультета: Специальность Социальная работа; квалификация – специалист, магистр
Шифр: 040101. Форма обучения: очная и заочная. Сроки обучения: очная (5 лет), заочная (5,5 лет) магистратура (2 года)

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconПрограммы обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта на II этапе обучения (с 5 по 10 классы)

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconРодился в многодетной семье сельского священника. Учился в духовном училище в г. Вязьме, затем закончил с отличием духовную семинарию в Смоленске
Санкт-Петербургскую духовную академию для бесплатного обучения, но через месяц перешел на естественное отделение физико-математического...

Лекции факультета «Хумаш» (Письменная Тора) программы заочного обучения «Алеф Бина» iconЗам проректора по информатике трту сахаров Вадим Леонидович Основные направления деятельности роц нит трту
Трту, расширение информационно-библиотечной поддержки в дистанционном образовании, довузовской подготовке, переподготовке кадров,...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница