Тема: спрос




НазваниеТема: спрос
С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать
Дата09.01.2013
Размер202.5 Kb.
ТипЗакон


микроэкономика

  • Тема: спрос

  • Основные вопросы:

  • Что такое спрос?

  • Факторы, влияющие на спрос

  • Виды спроса

  • Эластичность спроса

  • Закон спроса


Современная микроэкономика

  • состоит из четырех направлений:

  • анализ закономерностей образования потреби-тельского спроса ( развиваются теории предельной полезности).

  • анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях.

  • анализируются соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции).

  • - анализируются рынки и проблемы ценообразова-ния факторов производства (теории распределения)



микроэкономика

  • дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом



экономисты

  • Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были

  • К. Менгер,

  • Ф. Визер,

  • Э. Бем-Баверк.



экономисты

  • Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты :

  • А. Маршалл,

  • А. Пигу,

  • Дж. Хикс,

  • американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.



микроэкономика

  • рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.



ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ

  • - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

  • .



Объектами микроэкономики являются:

  • отдельные индивиды,

  • домохозяйства,

  • фирмы,

  • собственники первичных производст-венных ресурсов,

  • крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами,

  • и даже целые отрасли экономики



Микроэкономические теории

  • В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на

  • позитивную и нормативную.

  • Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории



Позитивная микроэкономика

  • изучает факты и зависимости между этими фактами и

  • отвечает на вопрос:

  • что есть или может быть



Нормативная микроэкономика

  • предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос:

  • что должно быть



Желания и возможности

  • Адам Смит ввел понятие «реальный спрос»

  • «даже очень бедный человек может обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей, может желать ее, однако его спрос никогда не станет реальным»



Желания и возможности

  • Томас Роберт Мальтус (1766-1834гг.)

  • Ввел понятие платежеспособного спроса

  • «для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров»



спрос

  • Экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли.

  • Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.



спрос

  • -количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени

  • Спрос на рынке выступает со стороны покупателя(потребителя) и отражает потребности людей, подлежащие удовлетворению и обеспеченные денежным эквивалентом



Основные определения

  • Величина Спроса — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы ( хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены единицы товара

  • Спрос -это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

  • Спрос - это потребность в товарах обеспеченная денежными средствам покупателя.



На микроуровне

  • Спрос осуществляется при следующих важных условиях:

  • Большинство товаров и услуг не бесплатны

  • У любого товара есть заменители(субституты)

  • Неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод



Неценовые факторы

  • Предпочтения и вкусы потребителей

  • Размеры рынка

  • Доход

  • Цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие)

  • Потребительские ожидания



Функция спроса

  • Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от многих факторов:

  • от цены данного товара (Р);

  • от цен на другие товары (Рa, Рb,...);

  • от доходов покупателей (I);

  • от их вкусов и предпочтений (Т).



Кривая спроса

  • отражает обратно пропорциональную зависимость между

  • ценой и

  • количеством блага,

  • которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.



Кривая спроса

  • по горизонтальной оси отложены величины спроса на товар,

  • по вертикальной - цена на това.

  • Из рис. видно: чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.



Функция спроса

  • При изменении значений указанных факторов изменится и величина спроса

  • Зависимость величины(объема) спроса от факторов, его определяющих, называется в экономике функцией спроса.

  • Ее вид:

  • Qd = f (P, Pa, Pb, … I, T),

  • где Qd – объем спроса, а P, Pa, Pb, … I, T – факторы, от которых зависит объем спроса (детерминанты спроса).



Детерминанты спроса

  • Ценовые и неценовые Д

  • При построении модели функции спроса считают, что неценовые Д неизменны.

  • При изменении неценовых Д кривая спроса сдвигается влево или вправо (поэтому их называют факторами изменения спроса)



Влияние неценовых детерминант



Сдвиг кривой спроса вверх

  • . большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига



Перемещение по кривой спроса

  • Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились.

  • В результате кривая спроса сдвигается вправо.



Спрос

  • Индивидуальный

  • Рыночный

  • Совокупный



Спрос

  • Действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги)

  • Реализованный (часть действительного спроса, которая реализована в купленных товарах и услугах)

  • Неудовлетворенный (нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их качества, ассортимента требованиям покупателей)



Неудовлетворенный спрос

  • Имеет различный формы:

  • Скрытый

  • Явный

  • Текущий

  • Мобильный

  • накопленный



виды спроса

  • Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.

  • Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.

  • Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.

  • Нерегулярный - сезонный спрос.

  • Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.

  • Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.

  • Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.



Функция спроса



Индивидуальный спрос

  • - спрос,

  • предъявляемый

  • на рынке

  • отдельным покупателем



Рыночный спрос

  • - спрос,

  • предъявляемый

  • на рынке

  • всеми

  • Покупателями

  • (А и В)



Рыночный спрос

  • - спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями

  • определяется путем сложения величин спроса на отдельный товар(услугу) по каждой конкретной цене



Совокупный спрос

  • - общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен.

  • Величина совокупного спроса – общая сумма покупок(расходов), осуществляемых в стране при тех уровнях цен, которые в ней сложились



Закон спроса

  • Если допустить, что все детерминанты спроса, за исключением одной – цены рассматриваемого товара, остаются неизменными, то каждому значению цены товара будет соответствовать определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

  • Qd = f (P).

  • Повседневная практика показывает, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается.



Закон спроса

  • Существует обратная зависимость между ценой и количеством товара приобретаемого на рынке при прочих равных условиях.



Причины существования обратной зависимости

  • 1. снижение цен увеличивает число покупателей

  • 2. снижение цен расширяет покупательную способность потребителей

  • 3.насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы его покупать только по более низким ценам



Эластичность спроса

  • Понятие эластичности ввел

  • МАРШАЛЛ Альфред (1842-1924), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в 1885-1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии в того же университета.



Эластичность спроса

  • Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на один процент

  • Коэффициент ценовой эластичности спроса – отношение изменения числа покупок (в%) к изменению цены (в%)



Классификация товаров по эластичности спроса

  • Товары эластичного спроса (Коэф. Эластичности больше 1)

  • пример – предметы роскоши

  • Товары неэластичного спроса (коэф. Эластичности меньше 1)

  • (пример – товары первой необходимости)

  • Абсолютная неэластичность Ep=0

  • Единичная эластичность (Ер=1)



Абсолютно неэластичный спрос(Ер=0)



Абсолютно эластичный спрос (Ер=∞)



Эластичность спроса

  • На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении его цены.



Ценовая эластичность

  • Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

  • Ер=∆Q/∆Р

  • где ∆Q – изменение величины спроса, %;

  • ∆Р – изменение цены, %;

  • Р в индексе означает, что эластичность, рассматривается по цене.



пример

  • снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

  • Ер=10/(-5) =-2; ׀Ер׀ = 2.

  • Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

  • Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.



примеры

  • 1. товар А - Рост цены на 40% вызывает падение спроса на 10%

  • Эластичность спроса по цене

  • (-10%)/40%=-0,25

  • 2. товар В - падение цены на 5% вызывает рост величины спроса на 15%

  • Эластичность 15%/(-5%) = -3



Влияние ценовой эластичности

  • Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара

  • При эластичном спросе направление изменений противоположны

  • При единичной эластичности выручка не изменяется



Эластичность по доходу

  • Коэф.Эластичности спроса по доходу – показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя

  • Если Ед отрицательный – товары недоброкачественные

  • Если больше 0 – нормальные товары

  • Ед <1 предметы первой необходимости

  • Ед=1 предметы второй необходимости

  • Ед>1 предметы роскоши



Виды эластичности спроса

  • Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке

  • Точечная эластичность – определятся значением тангенса угла касательно с горизонтальной осью



Перекрестная эластичность

  • Еху – коэф. перекрестной эластичности характеризует степень реакции объема спроса на один товар Х при изменении цены на другой товар У, зависит от отношений товаров друг к другу

  • При взаимозаменяемости Еху>0

  • Для взаимодополняющих Еху <0

  • Нейтральное отношение Еху =0



ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ

  • - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.

  • Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.



Дуговая эластичность

  • Р0 - начальная цена;

  • Q0 - начальный объем спроса;

  • P1 - новая цена;

  • Q1 - новый объем спроса.



Коэффициент дуговой эластичности



Применение дуговой эластичности

  • Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.

  • Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.



Применение

  • при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности,

  • а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности



Точечная эластичность

  • - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

  • Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д.



Точечная эластичность

  • отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов.

  • Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому.

  • В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана.



Точечная эластичность



Эффект дохода

  • Заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок , и наоборот



Похожие:

Тема: спрос iconТема Рынки факторов производства Основные вопросы
Какие факторы определяют спрос фирмы на ресурс? Почему спрос на ресурс имеет производный характер?

Тема: спрос iconНе находит никогда!
Спрос на труд производный. Когда есть спрос на товар, появляется спрос на его производство

Тема: спрос iconТема макромодель рынка денег
Трансакционный спрос (спрос на деньги для сделок) возникает в силу того, что люди нуждаются в деньгах для оплаты приобретаемых благ...

Тема: спрос iconВ 2010 г экономика начнет постепенно выходить из кризиса. В этих условиях возрастет мировой спрос на российские экспортируемые товары, что будет стимулировать внутренний спрос

Тема: спрос iconРазвитие рынков Платины и Палладия Спрос на Платину + 1% Спрос увеличился до нового пика в 204. 7т
Цены были высокими благодаря активности инвестиционных фондов и спросу на физический металл

Тема: спрос iconВнешняя торговля в 2010 г. Динамика развития рынка пленок в 2000-2010 гг
Спрос на изделия из полимеров развивается активно и динамично. В 2010 г спрос превысил предложение на 33,8%

Тема: спрос iconСовокупный спрос – это Совокупный спрос – это
Движение вдоль кривой ad отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен

Тема: спрос iconТема рынки факторов производства и порожденный спрос
Явление порожденного спроса относится к любому продукту на входе производствен-ного процесса, приобретаемому фирмой на стороне

Тема: спрос iconТема рынки факторов производства и порожденный спрос
Явление порожденного спроса относится к любому продукту на входе производствен-ного процесса, приобретаемому фирмой на стороне

Тема: спрос iconТема теория потребительского выбора и рыночный спрос
Максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница