Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции




НазваниеЛекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции
Дата02.12.2012
Размер72.5 Kb.
ТипЛекции


Тема 6-7. Функции управления. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента


План лекции

  • Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции.

  • Классификация основных функций управления.

  • Роль планирования в рыночной экономике

  • 4. Принципы планирования

  • 5. Понятие и процесс стратегического планирования.

  • 6. Анализ внешней среды, сильных и слабых сторон организации

  • 7. Управление по целям: сущность концепции



Процесс управления

  • Это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

  • Эти действия называются управленческими функциями

  • Процесс управления является общей суммой всех функций



Функции управления

  • Относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности

  • Специфическая форма целенаправленного воздействия системы управления на различные стороны управляемого объекта, необходимое для его нормального функционирования



Функции

  • Общие, выполняемые независимо от вида организации

  • конкретные (сбыт, производство, бухгалтерское дело, закупки, проектно-конструкторские работы) меняются в зависимости от вида организации



Общие функции управления

  • Планирование – выбор целей и план действий по их достижению

  • Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними

  • Мотивация – побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей

  • Контроль - соотнесение реально достигнутых результатов с запланированными

  • Координация – обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей





Современный перечень функций

  • Планирование; организация;

  • Распорядительство (командование),

  • Мотивация; руководство; координация

  • Контроль; коммуникация

  • Исследование; оценка

  • Принятие решений

  • Подбор персонала

  • Представительство и ведение переговоров или заключение сделок



Основные функции управления

  • Управлять – это прежде всего планировать

  • Планирование формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля

  • планирование является первой, важной функцией процесса управления



Планирование - это:

  • Планирование - это:

  • определение целей деятельности и средств их достижения

  • принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать

  • основа, на которой базируются остальные функции, т.к. организация, мотивация и контроль направлены в конечном итоге на достижение поставленных целей

  • призвано обеспечить платежеспособность фирмы в любое время



Процесс планирования полезен в любой ситуации, потому что заставляет нас продумать, что мы хотим получить и как это сделать

  • Процесс планирования полезен в любой ситуации, потому что заставляет нас продумать, что мы хотим получить и как это сделать

  • изменения по ходу дела неизбежны, невзирая на тщательность нашего планирования

  • предприниматели считают, что планирование превратит их в бюрократов и они утратят возможность действовать оперативно. На самом деле планирование должно происходить постоянно



Виды внутрифирменного планирования

  • Долгосрочные, стратегические (более 5 лет)

  • Среднесрочные (2-5 лет)

  • Краткосрочные, оперативные (до 1 года)

  • План на случай непредвиденных обстоятельств

  • Оперативное планирование строится достаточно детально. Осуществляется на основе бизнес-плане (обычно год, но сейчас и 1-3 месяца).



Бизнес-план имеет разделы

  • Продукция и услуги

  • Маркетинг

  • Производственный план

  • Управление и организация

  • Капитал и юридическая форма компании

  • Финансовый план



Принципы планирования

  • Целеполагания (формулирование цели)

  • диверсификации (многообразие форм деятельности)

  • приоритетности (ранжирование целей и задач по их важности).Рыночными приоритетами являются: человек, финансы, технологии

  • вариантности (разработка альтернативных решений, сравнение, оценка и выбор наилучшего)

  • выполнения контрактов



Непрерывность

  • Непрерывность

  • координация и интеграция

  • самопланирование

  • «срочные и важные дела» - принцип Эйзенхауэра:

    • А - наиболее важные, значимые и срочные - выполняются без промедления
    • Б - значимые важные и срочные - выполняются в предварительно установленные сроки
    • В - менее значимые, менее важные и несрочные - делегируются подчиненным
    • остальные - переправляются в корзину для бумаг


Стратегическое планирование

  • Процесс отбора целей организации, определения стратегии, а также разработки программ и процедур для их выполнения

  • цели - желаемое, возможное и необходимое состояние организации

  • стратегия - широкая программа действия по достижению целей организации

  • приходит на смену долгосрочному планированию, осуществляемому методами экстраполяции (планирование от достигнутого)



Стратегия

  • Представляет собой качественно определенное направление развития фирмы на основе координации и распределения ресурсов, учета и адекватного реагирования на изменения факторов внешней среды с целью достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе

  • открытость или закрытость стратегии



Тактика - конкретные планы действия на ближайшую перспективу. Разрабатывается на уровне руководства среднего звена

  • Тактика - конкретные планы действия на ближайшую перспективу. Разрабатывается на уровне руководства среднего звена

  • политика - общие ориентиры для действий и принятия решений. Формируется высшими управляющими на длительный период времени

  • процедура - установленный порядок (способ) выполнения задачи (ответ на вопрос «как?»)

  • правила - точное указание того, что следует делать в конкретной ситуации



Тактика, политика, процедуры и правила:

  • Указывают работникам направления действий, которые должны быть успешными и способствовать достижению целей

  • повышают эффективность путем исключения ненужных повторов процесса, приводящих к удовлетворительному решению

  • дают возможность руководителям точно предвидеть, что будут делать подчиненные в конкретной ситуации

  • позволяют проводить точные сравнения с прошлыми результатами



Преимущества и недостатки

  • Преимущество стратегического планирования:

    • является полным и компетентным руководством к действию
    • помогает менеджерам принимать верные решения
    • ставить цели своим подчиненным
    • осуществлять контроль за их достижением
  • недостаток стратегического планирования - необходимость значительных затрат времени, средств и человеческого труда



Стратегия фирмы

  • Комплексный план выполнения ее миссии и достижения ее целей





Миссия - высшее предназначение фирмы, смысл ее существования, ее роль во внешней среде.

  • Миссия - высшее предназначение фирмы, смысл ее существования, ее роль во внешней среде.

  • показывает отличие от других фирм

  • декларирует то, чему фирма хочет себя посвятить

  • не может быть выражена в девизе фирмы

  • прибыль не может быть миссией фирмы, она является делом внутренним и второстепенным

  • ориентирует поведение персонала в желаемом направлении



После того, как стратегия сформулирована и определена, она должна быть реализована. Для этого она должна быть выражена в тактических планах, программах и бюджетах. Бизнес-план

  • После того, как стратегия сформулирована и определена, она должна быть реализована. Для этого она должна быть выражена в тактических планах, программах и бюджетах. Бизнес-план

  • стратегический план должен задействовать все подразделения организации, каждого работника



Список альтернатив

  • Стратегия ограниченного роста (3-5% в год)

  • стратегия быстрого роста (увеличение на 5 и более %). Может быть внутренним (за счет внутренних резервов фирмы) и внешним (за счет слияния и поглощения фирм )

  • сокращение - стратегия последнего средства: ликвидация, частичное сокращение (отсечение лишнего) и переориентация

  • сочетание (все выше названные)



Анализ внешней среды

  • Цель - обеспечить адаптацию фирмы к меняющимся условиям

  • Экономические факторы: инфляция, налоги, % за кредит, уровень занятости

  • политические факторы: законодательство, бюджет, таможенные пошлины, соглашение по тарифам

  • технологические факторы

  • рыночные факторы: доходы, уровень конкуренции, демографическая ситуация, изменение жизненного цикла изделий



Факторы конкуренции: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала и др.

  • Факторы конкуренции: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала и др.

  • международные факторы: на основе политики зарубежных стран

  • социальные факторы: борьба с безработицей, движение в защиту прав потребителей, др.

  • важно фиксировать изменения во внешней среде пока еще они едва заметны

  • на этапе анализа формируются упреждающие стратегии на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и угроз



Факторы непосредственного (делового) окружения

  • Факторы непосредственного (делового) окружения

  • акционеры

  • конкуренты: изучение слабых и сильных сторон конкурентов, их кадрового потенциала

  • поставщики

  • потребители

  • местные органы

  • союзы и общества по интересам

  • На этапе анализа формируются упреждающие стратегии на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и угроз



Анализ внутренней среды (управленческое обследование)

  • Анализ сильных и слабых сторон организации для определения конкурентных преимуществ и недостатков фирмы

  • Маркетинг

  • финансы

  • производство

  • использование человеческих ресурсов

  • культура и имидж фирмы



Внутренняя среда

  • Является источником ее жизненной силы; заключает в себе потенциал, который дает возможность фирмы функционировать

  • может быть и источником проблем и даже гибели организации

  • Факторы: структура

  • внутриорганизационные процессы (ресурсы, производство, маркетинг, финансы, эккаунтинг - учет и анализ хоз. деятельности)

  • технология

  • кадры

  • организационная культура



7. Характеристика целей

  • Цель - конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая фирма

  • постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления

  • Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение



Управление по целям предполагает постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и принятие корректирующих мер

  • Управление по целям предполагает постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и принятие корректирующих мер

  • цели выражают внутренние задачи фирмы, ее желаемое состояние

  • позволяют сосредоточить внимание и усилия работников на определенных направлениях

  • выступают в качестве норм для контроля и обоснования затрат ресурсов



Цели служат мотивирующим фактором для работников, если они участвовали в их разработке

  • Цели служат мотивирующим фактором для работников, если они участвовали в их разработке

  • могут быть экономическими, социальными, научно-техническими

  • краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-2 года), долгосрочными (свыше 2 лет)

  • могут задаваться качественно (повысить рентабельность производства) и количественно (увеличить рентабельность на 3%)

  • между целями возможен конфликт



Цели должны быть

  • Конкретными по срокам и исполнителям

  • ясными и измеримыми

  • ориентированными во времени

  • реальными и достижимыми

  • значимыми и контролируемыми

  • непротиворечивыми и взаимоподдерживающими

  • понятны персоналу и пользоваться его поддержкой



Постановка целей

  • 1. Анализ ситуации

  • 2. Определение потребности в информации

  • 3. Выбор приоритетных вариантов развития

  • 4. Привязка к определенным срокам

  • 5. Контроль

  • Управление по целям улучшает связь между подчиненными, целями их начальников и целями всей организации



Направления , по которым устанавливаются цели

  • Прибыльность

  • положение на рынке,

  • финансовые ресурсы,

  • производительность,

  • мощности организации,

  • разработка и производство продукта

  • технология

  • человеческие ресурсы,

  • работа с покупателями



В любой фирме складывается определенная иерархия целей, которая устанавливает связанность всех компонентов и обеспечивает ориентацию деятельности подразделений фирмы на достижение целей верхнего уровня

  • В любой фирме складывается определенная иерархия целей, которая устанавливает связанность всех компонентов и обеспечивает ориентацию деятельности подразделений фирмы на достижение целей верхнего уровня

  • модель в виде дерева целей - удобный и апробированный на практике инструмент, реализующий системный подход к определению состава целей и задач менеджмента. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия



Похожие:

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconФункции управления: понятие и значение основные функции управления по А. Файолем
Поэтому планы составляются на определенные временные отрезки и подлежат коррекции для согласования с реальной ситуацией

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconУметь выполнять действия с функциями Уметь выполнять действия с функциями
Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства...

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconЛекции Понятие и классификация коммуникаций. Их эффективность
Для управления важное значение имеет межличностная коммуникация, т к многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении...

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconЛекция №1 Общие сведения об экономических информационных системах учебные вопросы: Понятие и функции процесса управления
Информационная система предприятия должна обеспечивать интеграцию основных видов его деятельности, к которым относятся

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconТема: Управление предпринимательскими структурами Понятие управления, его сущность
...

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconЛекция Общие условия стадии предварительного расследования План лекции Понятие и значение стадии предварительного расследования
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по...

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconЛекции План лекции Федеральная собственность и функции государственного управления
Вопросы государственного финансового контроля использования федеральной собственности

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconПовторить и обобщить понятие производной функции, правил её вычисления, таблицу производных элементарных функций

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconЛекции теоретико-методологические основы управления маркетингом
Принципы, функции и система управления маркетингом. Концепции управления маркетингом

Лекции Понятие и значение функций управления. Общие и конкретные функции iconУрока: «Функции: свойства, графики» Заполните пропуски: Область определения функции это Множеством значений функции называется…
Наибольшее или наименьшее значение функции равны ординате вершины параболы. Если ветви параболы направлены вверх, то функция принимает...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница