Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.)




НазваниеТема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.)
Дата28.01.2013
Размер191.5 Kb.
ТипПрезентации


Тема 6

  • Государственное устройство. Российский федерализм

  • (6 час.)


Вопросы темы

  • Понятие и формы государственного устройства. Виды федераций.

  • Становление и развитие России как федеративного государства: советский и постсоветский период.

  • Конституционные принципы российского федерализма. Единство Российской Федерации. Территория Российской Федерации как важнейший элемент конституционного принципа единства Российской Федерации.

  • Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  • Виды и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Порядок изменения состава Федерации и статуса ее субъектов.

  • Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

  • Проблемы конституционного механизма взаимоотношений Федерации и ее субъектов. Институт федерального вмешательства.

  • Место и роль Федеративного договора, иных внутригосударственных договоров и соглашений в конституционном регулировании федеративных отношений.

  • Бюджетный федерализм. Конституционно-правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации.



Основные источники к теме

  • Конституция РФ

  • ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ



Государственное устройство (определение)

  • Это – политико-территориальная организация государства, под которой понимаются правовое положение его (государства) составных частей, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти



Формы государственного устройства

  • Унитарное

  • Федеративное

  • Конфедеративное



Унитарное государство

  • Государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью



Виды унитарного государства

  • Централизованное – назначаемые чиновники; выборные местные органы отсутствуют либо их роль ограничена

  • Относительно централизованное – представители центральной власти наряду с избираемыми представительными органами

  • Децентрализованное – нет назначаемых представителей центра. Контроль осуществляется через министерства и судебные органы



Унитарное государство с элементами федерации

  • Автономия – наличие у некоторых местностей эксклюзивных прав

  • Регионалистское государство – состоит из относительно самостоятельных территорий

  • Уния сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому при сохранении особого статуса присоединившегося



Конфедеративное государство

  • Объединение государств, делегирующих общему государству некоторые свои функции (как правило, внешнеполитические)

  • ***

  • (Швейцария – «клятвенное товарищество»)



Федеративное государство

  • Государство, части которого (субъекты федерации) образуют союз, основанный на принципах самостоятельности каждого из субъектов федерации в вопросах своего ведения, разграничения компетенции при сохранении государственной целостности и общих принципов организации власти.



Признаки федерации

  • Практически вся территория страны состоит из субъектов федерации

  • Разграничение компетенции

  • Самостоятельность субъектов федерации в вопросах своего ведения

  • Собственная система органов государственной власти (соответственно – выборность населением)

  • Право федерального принуждения (вмешательства)



Почему создается федерация?

  • Аргумент:

  • Федерализм свойствен крупным странам:

  • США, Бразилия, Канада, Австралия, Мексика



Почему создается федерация?

  • Аргумент:

  • Федеративные страны основаны на принципе выборной демократии



Почему создается федерация?

  • Аргумент:

  • Федерация вводилась в тех странах, которые складывались постепенно как сумма прежде самостоятельных территорий (США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Малайзия, ОАЭ и др.)



Как обосновывают идею федерализма

  • 1.

  • Крупные империи – самые прочные государства, но в них невозможна демократия.

  • Настоящая демократия может существовать только в небольших государствах

  • Однако такие государства слишком слабы и легко становятся добычей более крупных соседей.

  • В федерации объединяются положительные стороны каждого типа государства, а негативные как бы аннигилируют



Как обосновывают идею федерализма

  • 2.

  • Федерализм - «территориальная форма демократии» (Томас Джефферсон) в двух проявлениях:

  • Во-первых, низовая демократия: гражданин должен иметь способы лично и непосредственно влиять на ход государственных дел

  • Во-вторых, децентрализация власти, рассредоточение ее между федеральным, региональным и муниципальным уровнями – своего рода территориальный вариант идеи разделения властей



Пороки «вертикали власти»

  • Отсутствует инициатива, а если и проявляется, то подавляется

  • Центр не получает объективной информации. Начальство хочет выглядеть хорошо

  • Складывается вертикальная коррупция



«Вертикаль» в «Ревизоре»

    • «Городничий (бьет себя по лбу):
  • Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...»



Основные этапы строительства федерации в России

  • Советская федерация (РСФСР)

  • «Парад суверенитетов» (полураспад)

  • Федерация на основе Конституции РФ

  • децентрализация централизация



Советская федерация

  • Истоки:

  • «свободные республики» объединятся в ходе мировой революции. Всемирная федерация советских республик

  • право наций на самоопределение. Россия – «тюрьма народов»



Советская федерация

  • 1918 – Конституция РСФСР - области, губернии (округа), уезды, волости – фактически не федерация, т.к. лишь несколько автономий

  • 1922 – 1924 – Конституция СССР - союзные республики

  • 1925 – Конституция РСФСР:

      • автономные республики и автономные области
      • области, края
      • в краях - автономные области, к 1936 г. появились национальные округа


«Парад суверенитетов»

  • 1990-1992 гг.

  • Центробежные тенденции в Союзе

  • Декларация о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г.

  • Центробежные тенденции в РСФСР (РФ)

  • Федеративный договор 1992 г.

  • Обновленная Федерация



В чем юридическая новизна РФ в сравнении с РСФСР

  • РФ – полноценная федерация, а РСФСР – унитарное государство с элементами федерации

  • Все административно-территориальные единицы среднего звена стали субъектами Федерации

  • Появилось понятие «разграничение компетенции»

  • Автономные республики стали республиками в составе РФ

  • «Повышение статуса» некоторых субъектов РФ



Принципы российского федерализма

  • Государственная целостность

  • Единство системы государственной власти

  • Разграничение предметов ведения и полномочий

  • Равноправие и самоопределение народов

  • Равноправие всех субъектов РФ, в т.ч во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

  • Субсидиарность



Государственная целостность

  • Территориальная целостность (неизменяемость территории России без ее согласия). Недопустимость одностороннего отделения от РФ

  • Действие Конституции РФ на всей территории России

  • Компетенция федеральных органов власти распространяется на всю территорию России



Единство системы государственной власти

  • Верховенство Конституции

  • Следование единым конституционным императивам (принципам)

  • Сдерживание других органов ради выработки баланса политики, а не ради собственного сохранения Оружие – собственная компетенция



Разграничение предметов ведения и полномочий

  • Наличие собственной «зоны ответственности»

  • Самостоятельность при решении вопросов, отнесенных к собственной компетенции

  • Обеспечение предметов ведения и полномочий соответствующими финансовыми ресурсами (бюджетный федерализм)



Равноправие и самоопределение народов

  • ни один этнос не имеет привилегий

  • ни один этнос не должен подвергаться дискриминации

  • свобода определения вида (формы статуса) данного субъекта РФ

  • возможность иметь свой государственный язык

  • не должен входить в противоречие с принципом государственной целостности



Равноправие всех субъектов РФ, в т.ч. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

  • Формально – нет асимметрии Федерации

  • запрет дискриминации или привилегий в зависимости от вида субъекта РФ, его размеров, численности и т.д.

  • равное право на обращение в федеральные органы (гарантируются представительство в Совете Федерации, право законодательной инициативы в Государственной Думе, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и т.д.)

  • равный учет мнений субъектов РФ



Субсидиарность

  • Никакие вышестоящие органы управления не должны брать на себя решение проблем, касающихся нижестоящих, если последние в состоянии компетентно решать свои проблемы



Виды и конституционно-правовой статус субъектов РФ

  • Республика

  • Область

  • Край

  • Автономный округ

  • Автономная область

  • Город федерального значения



Республика

  • Республики являются государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта

  • В РФ - 21 республика

  • Большинство Р. в РСФСР - статус автономных. Но нынешние республики Адыгея, Алтай, Хакасия и Карачаево-Черкесская республика были авт. обл., а Республика Ингушетия и Чеченская Республика образованы путем разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 г.

  • «Республика (государство)».

  • Принимают конституции

  • Вправе устанавливать свои государственные языки



Край, область

  • Преимущественно русское население и население иных национальностей, не проживающих компактно

  • В некоторые входят автономные округа

  • Основной закон - устав



Автономный округ, автономная область

  • Большинство округов входят в состав областей, краев (исключение – Чукотский АО)

  • Еврейская автономная область – в составе РФ

  • По представлению органов власти автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе

  • Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области



Изменения в субъектном составе РФ (географический и административно-территориальный аспекты)

  • Принятие в РФ нового субъекта

  • Образование в составе РФ нового субъекта

  • Изменение в статусе субъекта

  • Изменения границ между субъектами



Принятие нового субъекта РФ

  • «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом» (ч.2 ст.65 Конституции РФ)

  • ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6–ФКЗ

  • В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Если государство входит целиком, то «по умолчанию» предоставляется статус республики в составе РФ (ст.4)



Образование нового субъекта РФ

  • Образование – разделение или объединение

      • 1. Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким АО = Пермский край.
      • 2. Красноярский край поглотил Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО.
      • 3. Иркутская область поглотила Усть-Ордынский Бурятский АО.
      • 4. Камчатская область объединилась с Корякским АО = Камчатский край .
      • 5. Читинская область объединилась с Агинским Бурятским АО = Забайкальский край.
      • Т.о. «ликвидировано 6 субъектов РФ. Сейчас их 83.


Разграничение компетенции (1)

  • Модели разграничения

  • Американская (США, Австралия):

      • установлена исключительная федеральная компетенция; все остальные предметы ведения и полномочия у штатов
  • Швейцарская:

      • то же самое, но подчеркивается передача от кантонов Союзу (чистая субсидиарность)
  • Германская:

      • разделяются законодательная и исполнительно-распорядительная компетенция;
      • признается совместная компетенция, но как конкурирующая («либо-либо») в законодательной сфере («федеральное право ломает право земель»)


Разграничение компетенции (2)

  • Индийская:

      • три списка компетенции:
      • Союза
      • штатов
      • совместная (есть и оговорки)
  • Бразильская:

      • четыре списка компетенции:
      • общесоюзная
      • совместная
      • конкурирующая
      • остаточная, принадлежащая штатам


Российская модель разграничения компетенции

  • Исключительная компетенция Российской Федерации (ст.71)

  • Совместная компетенция РФ и ее субъектов (ст.72)

  • Остаточная компетенция субъектов РФ без указания предметов ведения (ст.73)

  • Законодательная и исполнительно-распорядительная сферы компетенции не дифференцируются



Исключительная компетенция РФ

  • Регулируется только Конституцией РФ и федеральными законами

  • РФ вправе передавать осуществление части полномочий по предметам своего ведения (ФЗ, акты Президента и Правительства, соглашения. Финансирование из федерального бюджета)

  • В этом случае ОИВ образуют единую систему ОИВ (ст.77)

  • ФОИВ могут создавать свои территориальные органы (ст.78)

  • Окружные органы ФОИВ (в основном – координация)



Совместная компетенция

  • издаются федеральные законы

  • в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ

  • ФОИВ и ОИВ в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти



Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3):

  • 1.

  • Около 70 полномочий осуществляются субъектами РФ за свой счет.

  • По этим вопросам:

  • субъекты РФ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы.

  • Федерация вправе принимать законы, но без включения в них положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ.

  • Пока вопрос не урегулирован на федеральном уровне, субъект РФ может сам устанавливать полномочия, финансируемые из своего бюджета.

  • По части своих полномочий субъект РФ вправе передавать их осуществление ОМС, но с передачей им ресурсов.



Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3):

  • 2.

  • Для реализации иных полномочий субъекты РФ получают субвенции из федерального бюджета (субвенция – вид денежной помощи. В отличие от дотаций, выдается на определённые цели. Полежит возвращению в бюджете при неиспользовании).

  • Субъектам РФ могут передаваться полномочия по предметам ведения Федерации (федеральными законами).



Федеральные законы, передающие полномочия РФ по предметам ее ведения и (или) по предметам совместного ведения, должны предусматривать:

  • порядок представления главой субъекта РФ отчетности об осуществлении переданных полномочий;

  • права и обязанности ФОИВ по осуществлению указанных полномочий органами власти субъекта РФ и (или) права и обязанности главы субъекта РФ по осуществлению переданных полномочий, в т.ч. права и обязанности по назначению руководителей ОИФ субъекта РФ, осуществляющих соответствующие полномочия;

  • права и обязанности ФОИВ и (или) права и обязанности главы субъекта РФ, связанные с определением структуры ОИВ субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

  • полномочия ФОИВ по осуществлению контроля и надзора за осуществлением ОИВ соответствующих полномочий, а также порядок изъятия их у ОИВ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий;

  • способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий.



Федеральные законы, предусматривающие передачу полномочий РФ органам власти субъектов РФ, могут предусматривать:

  • обязательность передачи в собственность субъекта РФ федерального имущества, закрепленного за территориальными органами ФОИВ, осуществляющих переданные полномочия;

  • обязанность органов власти субъекта РФ использовать передаваемые в его собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий, по определенному назначению.



Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3):

  • 3.

  • Правительство РФ может :

  • устанавливать критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ по осуществлению соответствующих полномочий;

  • устанавливать основания и порядок отмены актов ОИВ, принятых по вопросам осуществления переданных полномочий;

  • передавать в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта РФ материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.



Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3):

  • 4.

  • Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставление субвенций из федерального бюджета может не предусматриваться, если полномочия не предусматривают:

  • необходимость создания новых органов государственной власти субъекта РФ, государственных учреждений субъекта РФ и государственных унитарных предприятий субъекта РФ

  • осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам,

  • увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ,

  • или субвенции не требуются по результатам расчета объема субвенций по методике, утверждаемой Правительством РФ.



Принципы осуществления полномочий субъектами РФ и финансового обеспечения по предметам совместного ведения (ст.26.3):

  • 5.

  • При передаче органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий РФ по предметам ведения РФ и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, за счет субвенций территориальные органы ФОИВ реорганизуются в ОИВ

  • .



Компетенция субъектов РФ (по ст.73)

  • Общее условие:

  • «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения , действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.76)



Как учесть разнообразие субъектов РФ

  • 1. Договор о разграничении полномочий

    • Заключение допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.
    • Подписывается Президентом РФ и главой субъекта РФ.
    • Требуется «ратификация» федеральным парламентом.
  • 2. Соглашение между ФОИВ и ОИВ

    • ФОИВ передают осуществление части своих полномочий, если это не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;
    • ОИВ передают осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
    • подписывается руководителем ФОИВ и главой субъекта РФ.


Участие субъектов РФ в федеральных делах

  • Формирование Совета Федерации

  • Участие в принятии федеральных законов по предметам совместного ведения

  • Государственный совет

  • Представительства в Москве



Ответственность субъектов РФ перед Федерацией («федеральное вмешательство»)

  • 1. Временное осуществление федеральными органами госвласти отдельных полномочий органов госвласти субъекта РФ, если:

    • в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы госвласти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы;
    • возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов госвласти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению финансовых обязательств, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (врем. финанс. администрация);
    • при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления федеральных субвенций ОИВ субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, ФЗ, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом
  • 2. Приостановление Президентом РФ актов ОИВ

  • 3. Предупреждение – как ЗАКС, так и Главе

  • 4. Досрочное прекращение полномочий законодательного органа и главы субъекта РФ



Бюджетный федерализм

  • Раньше налоговые поступления делились 50Х50. Теперь минимум, 60Х40.

  • Принята идеология не стимулирования экономически развивающихся, а ответственность разворовывающих (не целевым образом использующих) федеральные средства.



Бюджетный федерализм

  • Федеральные налоги и сборы

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы;

  • налог на доходы физических лиц;

  • единый социальный налог;

  • налог на прибыль организаций;

  • налог на добычу полезных ископаемых;

  • водный налог;

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • государственная пошлина.



Спасибо за внимание!



Похожие:

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconТема Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.)
Становление и развитие России как федеративного государства: советский и постсоветский период

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconБюджетный федерализм, межбюджетные отношения Вопросы темы
Основные подходы к определению «бюджетный федерализм», его сущность, теоретическое обоснование эффективности и принципы

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconУстройство аэрирования для очистки воды и стоков
В качестве приоритета предполагается выпуск устройств аэрирования производительностью 5 м3/час (120 м3/сутки) и 1 м3/час (24 м3/сутки)....

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconТема 18. Общество как объект познания
Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconГосударственное устройство Российской Федерации. Государственное устройство Российской Федерации
Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией Российской Федерации,...

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconТема 6 Федеративное устройство России (4 час.)
Конституционные принципы федеративного устройства Российского государства, особенности их осуществления

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconТема 10. Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (4 час.)
Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и как законодательный орган

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconТема 10 Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (4 час.)
Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и как законодательный орган

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconТема 9 Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (6 час.)
Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и как законодательный орган

Тема 6 Государственное устройство. Российский федерализм (6 час.) iconУстройство пк устройство пк
Это устройство пк для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница