Лекция восьмая Определение




НазваниеЛекция восьмая Определение
страница1/10
Т.Г. Школьный словарь литературных терминов и понятий/ М. «Дроф
Дата02.12.2012
Размер0.83 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Язык и речь. Речевая деятельность и речевая способность

Лекция восьмая

Определение

Психолингвистика - наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Ее цель - описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена (включая овладение и пользование как первым, так и вторым языком) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социально-культурные взаимодействия. Термин "Психолингвистика" наполняется разным смыслом в зависимости от того, об отечественных или зарубежных исследованиях идет речь, о середине ХХ в. или о современности, какие методологические представления положены в основу исследований. Разнообразие психолингвистических исследований таково, что термин "Психолингвистика" предлагается считать собирательным названием для различных теорий.

Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно - иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например опознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации и т. п.). Вместо традиционного для лингвистики разделения языка и речи, психолингвистика вводит ряд понятий: языковая система (словари и грамматика), языковые представления (индивидуальные языковые системы), чувство языка (чувство соответствия языковой формы и содержания на данном языке); языковой материал (совокупность произнесенных и написанных текстов), языковой механизм (психофизиологическая организация речи), языковая способность (комплекс психологических предпосылок к овладению языком).

ХАЙМАН ШТАЙНТАЛЬ (Heymann Steinthal) (1823–1899)

  • немецкий языковед

  • представитель психологизма в языкознании

  • фактический основоположник этнопсихологии



Основатель психолингвистики - Хайман Штайнталь

  • Хайман Штайнталь (1823-1899) изучал общую лингвистику, философию и ботанику в Берлине; в 1847 за диссертацию по лингвистике получил докторскую степень в Тюбингенском университете; в 1849 защитил квалификационную работу о теории языка В. фон Гумбольдта и философии Гегеля в Берлинском университете. Психологические взгляды Штайнталя сформировались под сильным влиянием немецкого философа и психолога И.Ф.Гербарта. Одновременно в деятельности Штайнталя получила развитие традиция философии языка, восходящая к И.Гердеру и особенно В.фон Гумбольдту, основные работы которого по философии языка Штайнталь опубликовал со своими детальными комментариями. Основным предметом интереса Штайнталя был язык как проявление психологии народа и "народного духа", что делало его фактическим основоположником этнопсихологии, а в известной степени и этнолингвистики, хотя по сравнению с Гумбольдтом он все более склонялся к изучению индивидуальной психологии. Научное творчество Штайнталя в основном носило характер синтеза и интерпретации эмпирических фактов, собранных другими учеными, что, впрочем, способствовало сохранению интереса к общей теории языка, во многом утраченного в условиях господства младограмматического эмпиризма. Основные общетеоретические положения Штейнталя были изложены им в книгах Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения (Grammatik, Logik und Psychologie, ihre Prinzipien und ihr Verhältnis zueinander, 1855) и Введение в психологию и языкознание (Einleitung in die Psychologie und Sprachwissenschaft, 1871, 2-е изд 1881). Штайнталя занимали также проблема происхождения языка. Ученый развивал звукоподражательную теорию в книге Происхождение языка (Der Ursprung der Sprache, 1851); классификация языков, которой посвящена книга Классификация языков как развитие языковой идеи (Die Klassifikation der Sprachen, dargestellt als die Entwicklung der Sprachidee, 1850); лингвистическая типология — монография Характеристика важнейших типов строя языка (Characteristik der hauptschlichsten Typen der Sprachbaus, 1869).



Основные работы:

Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения (Grammatik, Logik und Psychologie, ihre Prinzipien und ihr Verhältnis zueinander, 1855)

Введение в психологию и языкознание (Einleitung in die Psychologie und Sprachwissenschaft, 1871, 2-е изд 1881)

Происхождение языка (Der Ursprung der Sprache, 1851)



Классификация языков как развитие языковой идеи (Die Klassifikation der Sprachen, dargestellt als die Entwicklung der Sprachidee, 1850)

Классификация языков как развитие языковой идеи (Die Klassifikation der Sprachen, dargestellt als die Entwicklung der Sprachidee, 1850)

Характеристика важнейших типов строя языка (Characteristik der hauptschlichsten Typen der Sprachbaus, 1869)

История языкознания со времен греков и римлян со специальным вниманием к логике (Geschichte der Sprachwissenschft bei Griechen und Römern, mit besonderer Rücksicht auf die Logik, 1863, 2-е изд. 1890–1891)

Биография:

16 мая 1823 – родился в Грёбциге (Анхальт, Германия)

Изучал общую лингвистику, философию и ботанику в Берлине

1847 - за диссертацию по лингвистике получил докторскую степень в Тюбингенском университете

1849 - защитил квалификационную работу о теории языка В. фон Гумбольдта и философии Гегеля в Берлинском университете

1852–1856 - изучал китайский язык и африканские языки в Париже. По возвращении в Берлин получил место приват-доцента

1852–1856 - изучал китайский язык и африканские языки в Париже. По возвращении в Берлин получил место приват-доцента

с 1862 – стал экстраординарным профессором

1824–1903 - работал с Морицем Лацарусом

1860 - ими совместно был основан «Журнал психологии народов и языкознания» («Zeutschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft)

14 марта 1899 - умер в Берлине



Мыслители, оказавшие наибольшее влияние на Штайнталя



Основные идеи:

язык как проявление психологии народа и «народного духа»

склонялся к изучению индивидуальной психологии

сохранил гумбольдтовское понятие внутренней формы языка

отстаивал статус языкознания как познающей, а не оценивающей науки

развивал звукоподражательную теорию

Философы, на которых Штайнталь оказал влияние:



Чарльз Эгертон Осгуд (1916-1991), Томас Себеок (1920-2001)

Термин "Психолингвистика" вошел в научный обиход с 1954 г. после опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред. Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока)

Идеи, близкие к проблематике Психолингвистики, развивались еще в начале 1930-х гг. Л.С. Выготским (1896-1934). Его ученик А.Р. Лурия (1902-1977) разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии.

К числу непосредственных предшественников психолингвистики в нашей стране относятся А.Н. Леонтьев (1903-1979), Н.И. Жинкин (1893-1979), Б.Г. Ананьев (1907-1972), А.Н. Соколов (1911-1996) и др., в лингвистике - Л.В. Щерба (1880-1944). Развитие собственно П. в России началось с сер. 1960-х гг.; в номенклатуру ВАК П. официально вошла с 1984 г.

Основные направления исследований в отечественной психолингвистики 1960-70-х гг.:

разработка общих теоретических моделей порождения (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина и др.) и восприятия (И.А. Зимняя) речи;

изучение вероятностной структуры речевых процессов (Р.М. Фрумкина), вербальных ассоциаций (А.П. Клименко, А.А. Залевская и др.;

создание словарей ассоциативных норм для различных языков), факторов распознавания речи (ленинградская группа психолингвистов под руководством Л.Р. Зиндера), развития детской речи (А.М. Шахнарович и др.), П. текста (Т.М. Дридзе) и т. п.

В московской психолингвистической школе термины "теория речевой деятельности" и «психолингвистика" употреблялись параллельно, психолингвистика рассматривалась как одна из "дочерних" областей разработанной А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности. Зарубежная психолингвистика первоначально (1950-е гг.) ориентировалась в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Ч. Осгуд), а в лингвистическом - на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до начала 1970-х гг.) - в основном на порождающую модель Н. Хомского.

Наибольший вклад в развитие американской психолингвистики в этот период внес Дж.А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Слобина (род в 1939 г.), Дж. Фодора (род. в 1935), Х. Кларка и др.

1970-е гг.

произошел пересмотр основ психолингвистики: отказ от односторонней ориентации на идеи Хомского, проникновение идей "классической" европейской общей психологии и прогрессивных тенденций социальной психологии (Р. Румметвейт, Дж. Верч, Ж. Мелер, Ж. Нуазе, Я. Пруха и др.). В большей степени стали учитываться собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности. В последние годы психолингвистика рассматривается как часть когнитивной психологии или когнитивной науки в целом. В настоящее время наблюдается, с одной стороны, все усиливающееся влияние психолингвистических идей на развитие "чистой" лингвистики и сближение, даже "перерастание" последней в психолингвистику, в нейролингвистику, социолингвистику и т. д., с другой - тенденция сближения психолингвистики, когнитивной психологии, лингвистической прагматики, исследований в области искусственного интеллекта и т. п., пересечение их проблематики.

Методы исследования

В современной отечественной  психолингвистике (ТРД) используются  прямые и косвенные методы экспериментального исследования, заимствованные у психологии и оригинальные (метод "семантического дифференциала" Ч. Осгуда, метод "семантического интеграла" В.И.Батова и Ю.А.Сорокина, метод "интент-анализа" Т.Н.Ушаковой и др.). Наиболее распространенными в настоящее время являются различные методики ассоциативного эксперимента. Наряду с экспериментальными, в психолингвистике используется наблюдение (и самонаблюдение), формирующие методы (в исследованиях овладения родным и иностранным языком), метод лингвистического эксперимента.

Основные проблемы психолингвистики (ТРД). § Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания. § Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности.§ Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные предпосылки формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности  при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе.§ Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей. Модель процесса речевого общения. Подходы к решению основных проблем психолингвистики.Концепция языкового сознания как подход  к решению основных проблем психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай речевого общения: теория и практика.Общенаучные и частные методы в психолингвистических исследованиях.Метод моделирования, патологический подход, межэтнические сопоставления языковых образов сознания, метод установления лакун, семантический дифференциал Ч. Осгуда, ассоциативный эксперимент (как доступ к языковому сознанию).Прикладные проблемы психолингвистики Этнопсихолингвистические аспекты перевода. Психолингвистические проблемы билингвизма и обучение иностранным языкам. Патология речи. Психолингвистика в криминалистике.

Основные направления современных исследований:

место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;

речевые расстройства и восстановительное обучение;· оптимизация речевого воздействия общественных  институтов на членов социума;

public relations;

оптимизация функционирования СМИ;

оптимизация    непосредственного  (контактного)  диадического речевого общения;

оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом общении;

оптимизация межкультурного общения;

оптимизация овладения родным и иностранным языком,

организация и функционирование ментального лексикона,

язык и сознание: проблема образа мира,

роль интенции в речепорождении.

Сущность языка

  • Язык и речь

  • Язык и мышление

  • Психолингвистические аспекты проблемы речи и мышления



РД как манифестация системы языка

  • Деятельностный подход к языку и РД

  • Порождение речевого высказывания

  • Роль исследования этих процессов для описания системы языка



Механизмы

  • М. речевосприятия

  • М. процессов речепорождения



Психолингвистическая характеристика переводческого акта

  • Речевые явления переводческого акта: семантическая интерференция, семантическая саттиация, переключение и др.



Неосознанные речевые процессы и их роль в анализе речевого действия



Лексический уровень

Слово в сознании человека
  • Как располагаются слова в сознании человека?

  • Как слова связаны друг с другом?

Ответы – в экспериментах.

Метод свободных ассоциаций.

Лексический уровень

Связи между словами в сознании человека – ассоциативные связи

(= ассоциации).
  • Слово-стимул

  • Слово-реакция

Есть общие для всех носителей языка ассоциации.

Лексический уровень

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Лекция восьмая Определение iconЛекция 1 Определение, история, классификация ос

Лекция восьмая Определение iconЛекция Лекция Лекция Лекция Концепция «Model View Controller»
Лекция Модель вычислений фон Неймана и традиционные языки Лекция Нетрадиционные модели вычислений

Лекция восьмая Определение iconЛекция 12 онтогенетический уровень организации жизни. Жизненный цикл и онтогенез: определение и общая характеристика. Периодизация онтогенеза. План лекции
Лекция 12 онтогенетический уровень организации жизни. Жизненный цикл и онтогенез: определение и общая характеристика. Периодизация...

Лекция восьмая Определение iconЛекция Генные мутации. Определение. Классификация генных мутаций. Номенклатура генных мутаций. Значение генных мутаций. Биологические антимутационные механизмы
Лекция получилась трудная для восприятия. Пожалуйста, не пытайтесь списывать все, что будет на экране, а в конце посоветуйте, что...

Лекция восьмая Определение iconЛекция основы налогового планирования
Юридическая основа ст. 10 Гк РФ (запрещение злоупотребления правом + презумпция добросовестности) и Определение кс РФ 138-о от 25....

Лекция восьмая Определение iconЛекция №1 определение
Типовые задачи обработки информации при помощи эт ввод данных и формул в рабочую таблицу

Лекция восьмая Определение iconЛекция №3 Оптическая система глаза. Клиническая рефракция. Близорукость. Контрольные вопросы: Дайте определение клинической рефракции

Лекция восьмая Определение iconЛекция 2 Investment project
Другое определение как минимальный процент, при котором акционеры готовы отказаться от дивидендов в пользу инвестиций

Лекция восьмая Определение iconЛекция 5 План лекции
Определение Грубера (явная онтология есть явная спецификация концептуализации предметной области)

Лекция восьмая Определение iconЛекция для студентов 2 курса по пропедевтике ортопедической стоматологии
Ортопедическая стоматология: определение, этапы развития, проблемы, структура. Роль отечественных ученых в развитии дисциплины Лектор:...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница