«Биологическое и социальное в структуре личности»




Название«Биологическое и социальное в структуре личности»
В. И. - первый законодательный акт Советской республики в деле
Дата05.12.2012
ТипПрезентации


  • «Биологическое и социальное в структуре личности»


Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека - от физиологической до социальной.

  • Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека - от физиологической до социальной.



Биологическое и социальное - это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

  • Биологическое и социальное - это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

  • При этом соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение.



С проблемой сущности и существования личности связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.

  • С проблемой сущности и существования личности связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.

  • Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности.



«Биологическое и социальное в структуре личности»

  • Цель: теоретическое изучение проблемы соотношения биологического и социального в структуре личности человека. Задачи: 1. осуществить теоретический анализ литературы в области соотношения биологического и социального в структуре личности; 2. изучить основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в структуре личности;

  • 3. проанализировать специфику соотношения биологического и социального в человеке.

  • Объект исследования - личность. Предмет исследования: теории личности.



Теоретическое значение и новизна исследования

  • обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны основные подходы , объясняющие развитие и структуру личности, но во многих работах проявляется нечёткость разведения соотношения биологического и социального.



Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в систематизации подходов к изучению структуры с учётом соотношения биологического и социального.

  • Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в систематизации подходов к изучению структуры с учётом соотношения биологического и социального.



Б.Г. Ананьев

  • Б.Г. Ананьев

  • (1907-1972)



Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития:

  • Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития:

  • биологический и социальный индивид — единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).



«Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение» (А.Г.Асмолов)

  • «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение» (А.Г.Асмолов)

  • Не случайно говорят (А.Г.Асмолов):

  • индивидом рождаются,

  • личностью становятся,

  • индивидуальность природную,

  • индивидуальность социальную,

  • индивидуальность духовную,

  • индивидуальность интегральную отстаивают.



Каждый человек предстает в виде некоторой целостности - как индивид, личность и субъект - обусловленной единством биологического и социального.

  • Каждый человек предстает в виде некоторой целостности - как индивид, личность и субъект - обусловленной единством биологического и социального.

  • Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.



Итак, человек может рассматриваться:

  • Итак, человек может рассматриваться:

  • как представитель живой природы, биологический объект;

  • как субъект сознательной деятельности;

  • как социальное существо.



Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира.

  • Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира.

  • Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность



Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального

  • М.И. Еникеев определяет структуру личности как систему психических качеств личности:

  • темперамент,

  • направленность,

  • способности,

  • характер.

  • Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности».



В зарубежной и отечественной психологии самых разных направлений мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности

  • В зарубежной и отечественной психологии самых разных направлений мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности

  • (3. Фрейд,

  • К. Юнг,

  • Г. Олпорт,

  • К.К. Платонов,

  • B.C. Мерлин и др.)





Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева



С.Л.Рубинштейн , вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности.

  • С.Л.Рубинштейн , вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности.



В.Н.Мясищев утверждал, что личность есть то субъективное и объективное, которое, реализуясь в действиях, характеризует подлинное лицо человека, представленное как система социальных отношений, подчеркивая, что при изучении личности необходимо учитывать биологические и конституционально -индивидные свойства.

  • В.Н.Мясищев утверждал, что личность есть то субъективное и объективное, которое, реализуясь в действиях, характеризует подлинное лицо человека, представленное как система социальных отношений, подчеркивая, что при изучении личности необходимо учитывать биологические и конституционально -индивидные свойства.

  • Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности.



Попытки структуировать личность предпринимались

  • Попытки структуировать личность предпринимались

  • А.Г. Ковалёвым,

  • А.Н.Леонтьевым,

  • Б.Г.Ананьевым и др., говорилось о совмещении таких структур, как темперамент, направленность способностей и др., обуславливающих эффект устойчивости, обеспечение приспособления к воздействиям среды.



Свойства связываются в соответствии,

  • Свойства связываются в соответствии,

  • как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности.



B.C. Мерлин описывает две группы индивидуальных особенностей:

  • B.C. Мерлин описывает две группы индивидуальных особенностей:

  • «свойства индивида» — включает две подструктуры:

  • темперамент и

  • индивидуальные качественные особенности психических процессов;

  • «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: мотивы и отношения; характер; способности



Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену - деятельности.

  • Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену - деятельности.

  • Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.



Но по Б.Г. Ананьеву не все психофизиологические функции, процессы, состояния сохраняет в структуре личности. Так же и не все социальные роли, установки, ценностные ориентации входят в структуру личности. Входят те свойства индивида, которые опосредованы социальными свойствами личности и актуальны для поведения.

  • Но по Б.Г. Ананьеву не все психофизиологические функции, процессы, состояния сохраняет в структуре личности. Так же и не все социальные роли, установки, ценностные ориентации входят в структуру личности. Входят те свойства индивида, которые опосредованы социальными свойствами личности и актуальны для поведения.



В вестнике психологии

  • В вестнике психологии

  • МГУ № 4 1996 Д.А. Леонтьев пишет о соотношении личного и социального в современной психологии как о трудной дороге от непримиримости этих двух категорий к их неразрывности.



структура личности 3. Фрейда

  • В концепции К. Юнга, в которой личность так же, как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные подструктуры:

  • Эго,

  • личное бессознательное и его комплексы,

  • коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень.



В свою очередь, ученики Фрейда, неофрейдисты Г.Адлер, Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм в противовес избыточной акцентуации Фрейдом внимания на детских сексуальных проблемах показывают значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания.

  • В свою очередь, ученики Фрейда, неофрейдисты Г.Адлер, Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм в противовес избыточной акцентуации Фрейдом внимания на детских сексуальных проблемах показывают значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания.



Теоретический подход таких известных ученых как Маслоу, Г.Салливен, Г. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают индивидуально-личностный паттерн как процесс взаимодействия индивидных, врожденных свойств и среды, определяемой значимыми другими.

  • Теоретический подход таких известных ученых как Маслоу, Г.Салливен, Г. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают индивидуально-личностный паттерн как процесс взаимодействия индивидных, врожденных свойств и среды, определяемой значимыми другими.



Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты.

  • Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты.

  • В современных теориях выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта:

  • черта обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (например, «Я впечатлительный» означает устойчивую характеристику);

  • черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей;

  • черта может иметь иерархическую организацию, т. е. более широкая черта включает в себя несколько специфических черт, т. е. позволяет описывать личность через множество уровней.



Одним из первых в этом направлении работал

  • Одним из первых в этом направлении работал

  • Г. Олпорт, теория которого так и называется - «теория черт» .

  • Он выделил следующие виды черт:

  • черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры;

  • личные диспозиции — такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным.



Р. Кэттел в теории личностных черт выделяет поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные) черты, которые в свою очередь разделяются на конституциональные, имеющие генетическую обусловленность, и характерологические, развивающиеся под влиянием опыта и обучения .

  • Р. Кэттел в теории личностных черт выделяет поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные) черты, которые в свою очередь разделяются на конституциональные, имеющие генетическую обусловленность, и характерологические, развивающиеся под влиянием опыта и обучения .



В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт (трехфакторная модель):

  • В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт (трехфакторная модель):

  • • фактор Е (экстраверсия — интроверсия);

  • • фактор N (нейротицизм — эмоциональная стабильность);

  • • фактор Р (психопатия или эмоциональная независимость)



А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы:

  • 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.

  • Данная стратегия изучения организации личности в психологии представлена прежде всего исследованиями Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Конрада.

  • Объектом анализа являются врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности.

  • Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции концепций «наследственности». Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой.



2. «Факторная» стратегия изучения черт личности.

  • Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Гилфорда.

  • Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности.

  • Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции двойной детерминации, т. е. признание «доделки» базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, или под влиянием среды.



3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности.



4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности.

  • А.Г. Асмолов отмечает, что данный подход гораздо эвристичнее трех предшествующих стратегий исследования организации личности, так как он охватывает такую реальную характеристику структуры личности, как ее динамичность, и способствует разработке отражающего реальные особенности структуры личности взгляда на личность как на динамическую развивающуюся систему. Перспективность этого подхода состоит в том, что во главу угла изучения структуры личности ставится такая центральная характеристика личности, как направленность.



5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности.

  • В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для основных характеристик организации личности в бихевиоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах - роли, социальные установки, поступки.



Анализ структурных построений личности показывает, что по мере движения от низшего к высшему уровню организации личности повышается влияние социальных факторов и снижается регулятивная роль биологических.

  • Анализ структурных построений личности показывает, что по мере движения от низшего к высшему уровню организации личности повышается влияние социальных факторов и снижается регулятивная роль биологических.



Таким образом, человек имеет три структуры: биологическую, психологическую и социальную. Все они переплетаются в нем и взаимодействуют. Поэтому человека называют биопсихосоциальным существом.

  • Таким образом, человек имеет три структуры: биологическую, психологическую и социальную. Все они переплетаются в нем и взаимодействуют. Поэтому человека называют биопсихосоциальным существом.

  • Но сколько неопознанного таится в этом необыкновенном существе.



Похожие:

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconБиологическое и социальное в человеке. Личность. Биологическое и социальное в человеке
Рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются...

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconЧеловек в системе социальных связей Биологическое и социальное в человеке
Человек-это биологическое существо, т к он живёт, как всё живое на земле. Каждая его клетка растёт, развивается, умирает. Человек-это...

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconРазвитие личности как педагогическая проблема
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое...

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconРейдерство как социальное явление и социальное зло Рейдерство как социальное явление и социальное зло
Красноярский государственный педагогический институт, аспирантуру в мгу имени М. В. Ломоносова

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconСоциальное взаимодействие место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconПредставления отечественной психологии о структуре личности
...

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconСоциальное поведение
Цель лекции: выяснить специфику предметной области социологии как науки о законах, закономерностях и механизмах возникновения, развития,...

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconСоциальное партнерство
...

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconСоциальное проектирование Социальное проектирование – это деятельность
Современный этап социального развития. Положение человека в обществе. Социальный статус

«Биологическое и социальное в структуре личности» iconБиологическое оружие Понятие «Биологическое оружие»

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница