Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления




НазваниеПсихологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления
.А.М. Горького <><> <><><>РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ
Дата15.02.2013
Размер79.5 Kb.
ТипПрезентации


Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)


  • Подростковый возраст открывает период взросления;

  • Кризисность подросткового возраста определяется социо-культурными условиями, а также радикальными биологическими, психологическими, социальными и правовыми изменениями, в целом промежуточностью этого возраста в онтогенезе (М.Мид, К.Леви-Брюль, Ст.Холл, Л.С.Выготский, В.И. Слободчиков и др.).



  • Происходит бурный физический рост и половое созревание;

  • С этим могут быть связаны особенности состояния и поведения подростков: раздражительность, плаксивость, трудности координации, негативизм, нарушение дисциплины;

  • Оценка поступков сверстников идет более категорично и эмоционально чем у взрослых («максимализм»).



Особенности психических функций:

  • Мышление: Теоретическое, способность к абстрагированию, рефлексии;

  • Внимание является произвольным;

  • Память становится опосредованной, логической. Вспоминать с подросткового возраста означает размышлять;

  • Речь развивается за счет расширения словаря; варьируется в зависимости от стиля общения, личности собеседника, социальной группы. Речь саркастична, иронична, много сокращений, свой слэнг;

  • Воображение оказывает терапевтическое воздействие на личность, эмоционально-волевую сферу, влияет на развитие познавательной активности и самосознания.



Ведущая деятельность:

  • Интимно-личностное общение со сверстниками;

  • Учебная (успешность во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, который подросток вкладывает в обучение);

  • Общественно-значимая деятельность;

  • Досугово-образовательная;

  • Начало профессиональной ориентации.



Группы интересов (доминант):

  • «Эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;

  • «Доминанта дали» - установка на большие масштабы;

  • «Доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению;

  • «Доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.



Особенности развития личности:

  • Становление самосознания (Кто я? Что я могу? Принимаю себя или нет? и т.д.);

  • Появление устойчивой самооценки;

  • Образ «Я»;

  • Важный компонент: образ физического «Я» (представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности»);

  • Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно;

  • Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе;



  • Отмечаются акцентуации характера – заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, аддикции);

  • Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде;

  • Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».



Подростковый комплекс (специфические поведенческие характеристики):

  • Реакция эмансипации (попытки освободиться из-под опеки взрослых. Крайний вариант - бродяжничество);

  • Реакция группирования со сверстниками (повышенный интерес к общению со сверстниками, формирование собственной субкультуры);

  • Реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.



Список литературы:

  • Литература

    • Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
    • Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
    • Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М., 1988.
    • Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., 1991.
    • Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
    • Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
    • Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.
    • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.
    • Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
    • Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.. 1994.
    • Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1978.
    • Рябцева С.Л. Диалог за партой. - М., 1989.
    • Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
    • Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога.- М. 1999.
    • Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.
    • Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - Екатеринбург, 1992.
    • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М. 1994.
    • Ячевский А. На пути к зрелости. - М., 1992.
    • Райс Ф. Психология юности.
    • Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., 1998.
    • Мяло К.Г. Время выбора. М., 1991.
    • Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988.
    • Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, 2000.
    • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.


Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков



Медицинские предпосылки:

  • Патология беременности и осложненные роды;

  • Тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте;

  • Сотрясения головного мозга (особенно многократные)



Объективные факторы:

  • Экономическое/ социальное неблагополучие (неполные семьи, социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, безработица);

  • Общественная необустроенность (районы с вокзалами, общежитиями, высокий уровень преступности, часто меняющиеся жильцы, разобщенность людей);



  • Переводы и частые переезды (переводы из школы в школу, частые переезды усиливают риск в связи с кризисом адаптации);

  • Доступность алкоголя и наркотиков.



Субъективные факторы:

  • Семейная предрасположенность (семьи с алкогольными «традициями»);

  • Неумелость, патологические формы воспитания (постоянная занятость родителей, отсутствие четких норм поведения, гипоопека, непоследовательность воспитания, жесткий стиль воспитания, гиперопека, легкий и неконтролируемый доступ к деньгам);



  • Антисоциальное поведение и гиперактивность (этот фактор риска главным образом связан с мальчиками 5-7 лет);

  • Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к нему;

  • Неуспеваемость (начиная с 5-6 классов, неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, ингалянтами);



  • Отсутствие желания продолжать обучение в школе;

  • Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками;

  • Положительное отношение к алкоголю и наркотикам (считают, что от спиртного нет вреда, алкоголь ассоциируется с «хорошо проведенным временем»).



Сочетание факторов имеет прогрессирующий эффект:

  • Два фактора риска – существует в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения;

  • 4 фактора – риск злоупотребления наркотиками возрастает в 10 раз.



Факторы защиты:

  • Чувство юмора;

  • Внутренний самоконтроль, целеустремленность;

  • Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком, помимо родителей (более взрослый «трезвый» товарищ, учитель и т.д.);

  • Уважение законов и норм общества, школы, семейных стандартов, исключающих употребление алкоголя и наркотиков;



  • Наличие любви и заботы в семье;

  • Преданность и близость;

  • Доверительные отношения с родителями;

  • Возможность активного участия в работе социальной группы;

  • Наличие определенных обязанностей и успехи в их выполнении;

  • Успешное овладение навыками принятия решений;



  • Наличие социальной поддержки;

  • Признание и одобрение правильных действий;

  • Интерес к учебе, духовному росту;

  • Наличие увлечений;

  • Интерес к религии.



Спасибо за внимание!



Похожие:

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconВозрастные и психологические особенности подросткового возраста
«Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и проявления внутренних задатков и предрасположений, которые...

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconВозрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста
«Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и проявления внутренних задатков и предрасположений, которые...

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconАнатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Формирование личности подростка при взаимоотношении с взрослыми
Период жизни человека с 12-13 до 18 лет. Возраст, когда происходит биологическая, психическая и социальная перестройка организма,...

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconВзаимосвязь между близнецами Выполнила работу
Для некоторых близнецов периодом испытаний является не подростковый возраст, а ранняя взрослость. При этом решение задач подросткового...

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconВозрастные особенности младших подростков: Подростковый возраст(10-15 лет) – период бурного роста и развития организма
Родительское собрание «Особенности школьной адаптации пятиклассников: чем мы можем помочь»

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconПсихологические особенности подросткового возраста Возрастные границы : 11(12)-15(16)лет
Относится к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления icon-
И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек подростковый возраст...

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления icon-
И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек подростковый возраст...

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconРазвитие подростков
В 9 10 лет у девочек и в 11 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни подростковый возраст

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет) Подростковый возраст открывает период взросления iconПсихологические особенности подросткового возраста Кризис личности
Чрезмерная скорость телесных изменений ведет к зависимости от физического состояния

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница