Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций




НазваниеЦель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций
В. И. Ленина - массовая детская коммунистическая организация в
Дата06.08.2013
ТипПрезентации



Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

  • Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.



Задачи:

  • Задачи:

  • 1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.

  • 2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций.

  • 3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов.

  • 4. Осознание членами педсовета того, что направленность и качество разрешения конфликта определяет возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и педагогического взаимодействия.

  • 5. Восполнение пробела в подготовке учителей в области межнаучной информации о конфликтах в педагогической среде.

























Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.

  • Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.

  • Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.

  • Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.





«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

  • «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

  • В.А. Сухомлинский





Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)

  • Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)



  • I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.

  • II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы.

  • III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.

  • IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.





Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

    • Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
    • Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
    • Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
    • Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.


Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.

  • Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.



Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта.

  • Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта.

  • Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.

  • Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Например, в классе есть трудный подросток. На уроках ведет себя вызывающе, грубит. Если во взаимодействиях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и его внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию будет он проявлять. Ваши конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, то есть сможете понять его интересы, цели, мотивы.

  • У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым, выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.



Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.

  • Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.



Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.

  • Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.



Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.

  • Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.

  • Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.



















Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:

  • Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:

  • 1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?

  • 2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.

  • 3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т. д.).

  • 4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...).

  • 5. Смысл конфликта для каждого из его участников.

  • 6. Варианты дальнейших отношений участников конфликта.

  • 7. Какие действия, приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?



Ситуация 1. «Ученик - ученик»



Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат -опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

  • Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат -опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.



Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Воспитатель авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он.

  • Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Воспитатель авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он.



Воспитатель в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой - «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а воспитатель совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.

  • Воспитатель в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой - «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а воспитатель совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.



1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.

          • 1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.


  • Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги.

  • УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

  • 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

  • 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

  • 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.

  • 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.



1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

  • 1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

  • 2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

  • 3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

  • 4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

  • 5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

  • 6. Методическому совету провести семинар по теме «Психология общения», чтобы учитель в критических ситуациях не действовал вслепую, ситуативно, а применял психологические знания.





Похожие:

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconТема педсовета Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций
Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтов

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconЦель: профилактика конфликтов, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций
Ознакомление с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в лицее и самочувствие учащихся и преподавателей

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconПрофилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления мальцева О. А., к пс н., доцент кафедры педагогики и андрогогии тогирро
Инновации в группе комплексные мероприятия управления изменениями в двух или более бе для дополнительного прироста рентабельности...

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconЦель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и найти пути преодоления

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconОбучение подростков эффективным способам разрешения конфликтных ситуаций
Определить возрастные особенности подростков, способствующие возникновению конфликтов

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconОбщешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия»
Формирование понимания проблемы детской агрессии и поиск возможных путей её преодоления

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconРуководство для заинтересованных родителей цель
Обучение эффективному общению с детьми, направленному на предотвращение конфликтных ситуаций

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций icon«Семья и школа: детство без жестокости и насилия» Общешкольное родительское собрание 15. 10. 11г. Цели родительского собрания
Формирование понимания проблемы детской агрессии и поиск возможных путей её преодоления

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconВыявление путей и методов преодоления семейного кризиса Выявление путей и методов преодоления семейного кризиса
Выявление путей и методов преодоления семейного кризиса и оздоровления воспитательной среды в Приамурье

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций iconИспользуются для разрешения конфликтных ситуаций на аппаратном уровне Используются для разрешения конфликтных ситуаций на аппаратном уровне
Арбитры принимают от процессоров сигналы требования доступа ri и формируют сигналы предоставление доступа qi

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница