Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля




НазваниеЛекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля
Дата02.12.2012
Размер89.38 Kb.
ТипЛекция


Финансовый контроль

Финансовое право

Лекция №2

Понятие и значение государственного финансового контроля



Финансовый контроль это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, рас­пределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

  • Финансовый контроль это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, рас­пределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

  • Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.



Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

  • Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

  • Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

  • Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).



Задачи финансового контроля:

Задачи финансового контроля:

  • Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

  • Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

  • Выявление внутрипроизводственных резервов роста фи­нансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

  • Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организа­циях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

  • Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

  • Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятель­ности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.



Виды, формы и методы проведения финансового контроля



Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый кон­троль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

  • Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый кон­троль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

    • Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.
    • Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ и др.
    • Ведомственный финансовый контроль это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.


Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансо­вые отделы и т.д.).

  • Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансо­вые отделы и т.д.).

  • Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входя­щих в него структурных подразделений (цехов, участков, отде­лов, филиалов).



Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физиче­скими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление дос­товерности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.

  • Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физиче­скими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление дос­товерности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.



В зависимости от времени проведения

В зависимости от времени проведения

  • Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и-"йспользованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению до­кументы, которые служат основанием для осуществления финан­совой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

  • Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со­вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де­нежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

  • Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты нало­гов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

  • В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль.



В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обя­зательный и инициативный финансовый контроль.

  • В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обя­зательный и инициативный финансовый контроль.

  • Обязательный контроль проводится:

    • а) в силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
    • б) по решению компетентных государственных органов (на­пример, проверки и обследования налогоплательщиков по вопро­сам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).
  • Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.



Выделяют следующие методы финансового контроля…

Выделяют следующие методы финансового контроля…

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

  • а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;



б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

  • б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;



в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

  • в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;



г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

  • г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.



Органы финансового контроля.





В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.

  • В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.



В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:

  • В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:

  • производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета;

  • получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов;

  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений, контролировать их устранение;

  • приостанавливать операции по счетам организаций, использующих бюджетные средства, при непредставлении ими необходимых бухгалтерских и финансовых документов;

  • изымать документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

  • выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением предусмотренного законом штрафа. Исполнение таких предписаний является обязательным;

  • налагать на банки или другие финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход бюджета и внебюджетные фонды, а также бюджетных средств, перечисленных на счета получателей; вносить в Центральный банк представления о лишении их лицензий на совершение банковских операций.



Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:



конец



Похожие:

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconЛекция Финансовый контроль вопросы: Понятие и элементы финансового контроля Финансовая дисциплина и средства ее обеспечения Классификация финансового контроля
Конституция Республики Казахстан от 30. 08. 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconЛекции План лекции Федеральная собственность и функции государственного управления
Вопросы государственного финансового контроля использования федеральной собственности

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconЛекция предмет и система финансового права вопросы: Предмет финансового права Понятие финансового права Система финансового права Методы правового регулирования
Конституция Республики Казахстан от 30. 08. 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconЛекция Правовые основы финансового устройства государства Вопросы: Финансовое регулирование Понятие финансового устройства Звенья финансового устройства государства
Конституция Республики Казахстан от 30. 08. 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconИспользование компьютерных технологий для экспертизы терминологического словаря в области государственного финансового контроля Терминологический проект
Использование компьютерных технологий для экспертизы терминологического словаря в области государственного финансового контроля

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconЛекция Планирование расходов и доходов государства
Лекция Планирование расходов и доходов государства План лекции. Разработка государственного финансового плана. Расчеты доходов и...

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconВ части, касающейся вида, предмета, оснований для проведения плановых, внеплановых проверок и сроков их проведения, согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры
Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального...

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconПонятие гарантий прав субъектов малого и среднего предпринимательства Понятие гарантий прав субъектов малого и среднего предпринимательства
Специальный режим гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности (фз рф№294 о защите прав юр лиц и индивидуальных предпринимателей...

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconЗакон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)

Лекция №2 Понятие и значение государственного финансового контроля iconИнформация о поступающем образце
Пакет программ для сравнения, расчета, контроля и распространения аналитических данных. Он может выполнять различные функции: от...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница