Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский




НазваниеУрока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский
Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» , выстроить диалог с п
Дата26.08.2013
Размер5.64 Mb.
ТипУрок


Тема урока

  • Комплексный анализ текста.

  • Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе

  • Красота спасет мир

  • Ф.М.Достоевский


  • Автор:

  • Афонькина Любовь Георгиевна, учитель русской словесности

  • МОУ«Гимназия №1» г.Ядрин



Цель:

  • 1. Провести комплексный анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица».

  • 2. Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения.

  • 3. Нравственное воспитание – сохранить душу, человеческое в человеке



Что есть красота?

  • Что есть красота?

  • И почему её обожествляют люди?

  • Сосуд она, в котором пустота,

  • Или огонь, мерцающий в сосуде?

  • Н.Заболоцкий



И.А.Бунин

  • .



  • Рассказ “Красавица” - одна из 38 новелл цикла “Темные аллеи”. Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. “Дух проникает в плоть и облагораживает его”, “Там, где я стою, не может быть грязно”, - говорит Любовь устами автора.



Все его рассказы как будто пронизаны одной нитью – нитью времени, которая связывает созданные много лет назад, посвященные судьбам давно ушедших людей рассказы и сегодняшнего читателя, волнуя, трогая его и побуждая к сочувствию, к сопереживанию, потому что предметом их, говоря словами самого И.Бунина, является «вечное, навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти»

  • Все его рассказы как будто пронизаны одной нитью – нитью времени, которая связывает созданные много лет назад, посвященные судьбам давно ушедших людей рассказы и сегодняшнего читателя, волнуя, трогая его и побуждая к сочувствию, к сопереживанию, потому что предметом их, говоря словами самого И.Бунина, является «вечное, навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти»



Итак, рассказ «Красавица»

  • Рассказ, композиция, идея, сюжет, тема, художественная деталь, эмоционально-экспрессивная окраска слов, ирония



Каково первичное восприятие рассказа?

  • Каково первичное восприятие рассказа?

  • Цветовое восприятие названия рассказа и какой цвет восприятия преобладает после ознакомления с содержанием рассказа?



Каков сюжет?

  • От чьего лица ведется повествование?

  • Тема рассказа?

  • Идея рассказа?



Собственно авторское повествование.

  • Собственно авторское повествование.

  • Тема -Огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным, тема Родины, тема одиночества, тема подлинной и мнимой красоты

  • Идея -Детей часто называют цветами жизни, без внимания и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда-нибудь расцветут



Почему рассказ носит такое название?

  • Идея связана именно с красавицей. И Бунин хочет сказать, что не может быть красивой женщина или страна (власть), которая так сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными.



Портретно-характерологический словесный ряд

  • Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло, срывался в фистулу», «казался не интересен во всех отношениях»



Какова оценка?

  • Скромный, заурядный, но, вроде, порядочный человек

  • Отстраненность от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её



Красавица и чиновник. Какой художественный прием использовал И.А.Бунин?

  • Красавица -«знала себе цену»,

  • «молоденькая», «невелика», «отлично и крепко сложена», «всегда хорошо одета», «очень внимательна и хозяйственна по дому», «взгляд имела зоркий»



Какой вывод можно сделать?

  • Образ красавицы пока не прояснен: знать себе цену, хорошо одета потенциально могут получить и тот, и другой смысл. Отметим внешнюю красоту.

  • Чиновник и красавица –разные люди



Завязка с вывода

  • «И вот вторая красавица спокойно возненавидела …»

  • Какой части речи уступают место прилагательные?



Изобразительные средства языка

  • Антитеза, антонимы, синтаксический параллелизм, эпитеты, сравнения, метафора, лексические повторы, анафора.

  • Глаголы настоящего времени вместо прошедшего, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

  • Предложения с уточняющими членами предложения, обособленные определения (инверсия), однородные члены предложения



Антитеза- «вдовец» - «женился», «пожилой» – «молоденькой», холод атмосферы дома – кадка с пальмой

  • Антитеза- «вдовец» - «женился», «пожилой» – «молоденькой», холод атмосферы дома – кадка с пальмой

  • Эпитет – «живой» мальчик, «ласковый» мальчик, «беспокойный» сон, «круглое» одиночество

  • Метафора – «Он… срывался в фистулу»

  • Анафора – «он был молчалив…», «он был худой…»

  • Синтаксический параллелизм- «А она…». «А она…». А там…» .ССП с противительным союзом а

  • Лексические повторы – «И вот…» . «И мальчик…». «Совершенно самостоятельной…, совершенно обособленной»

  • Инверсия – «И мальчик, от природы живой и ласковый…», «… зажил жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день»



Образ мальчика и каково отношение автора?

  • «Семилетний», «живой», «ласковый»

  • Положительная, одобрительная окраска. Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. Она не просто злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела ребёнка «соперницы», а «сделала вид, что совершенно не замечает его» (со своим зорким взглядом). А как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание.



Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику.

  • Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику.

  • Сходство: и отец «притворился» (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына)

  • Почему? (от страха перед нею). И живой мальчик сделался как бы не существующим.



Начало сюжетного конфликта

  • «Тотчас после свадьбы его перевели спать…

  • Для чего здесь Бунин использует односоставное неопределённо-личное предложение?

  • Оно сосредотачивает внимание на действии.



Язык рассказа «Красавица»

  • На первый взгляд, не слишком характерен для Бунина: он не особенно поэтичен, а описание природы, которое есть почти в каждом его произведении, заменено интерьером. Обоснуйте, почему?



Как можно говорить о поэтичном, когда в жизни мальчика осталась одна бесконечная грусть.

  • Как можно говорить о поэтичном, когда в жизни мальчика осталась одна бесконечная грусть.

  • Почему прямая речь есть только у красавицы?

  • Она хозяйка…изотрет – протрет, велела -приказала



Развязка

  • Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, - это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это? («постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «все добришко его» спрятано в «мамином» сундуке –том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме)



Жизнь мальчика

  • «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе постельку», «сам прилежно убирает», «свертывает», «уносит».

  • Ключевые слова : «круглое одиночество», «совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь»



Глубина трагедии ребенка

  • Сидит, рисует, читает, смотрит

  • «диванчик», «тюфячок»,«уголок», домик», «книжечка», «постелька», «добришко»

  • Субъективная позиция автора

  • Пространство - его комната, кадка с пальмой - единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что-то цветет, растет, радует.



Доброта – необходимое условие красоты



Красотою спасется мир

  • Может быть, если эта красота добрая и искренняя, а главное не только внешняя. Ведь бывает красота обманчивая, ледяная, как у Снежной Королевы. И она, как правило, приносит другим только горе. Значит название рассказа «Красавица» - ирония



Дети – символ вечного продолжения жизни

  • Но этот символ легко сломать, погубить, если не окружить его заботой и вниманием. Идея, которую, я думаю, понять и осмыслить во всей полноте помог лингвостилистический анализ рассказа, идея, которая перестает быть абстрактной и предстает как естественный вывод из жизненного случая, конкретной ситуации. Без живого огня в душе человека ребёнок гибнет.



Спасибо за урок!



  • В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и его мысли

  • А.П.Чехов



Пословицы

  • "Внешне хороша, да в жизни тяжела", "Молодец красив, да на душу крив", - гласят русские пословицы.

  • "Лицо вижу, речи слышу, а сердца твоего не вижу", - говорят казахи. "Не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в сердце", - советует народная мудрость. .



Итак, что же всё-таки такое красота?

  •      Красота - это "огонь, мерцающий в сосуде". Мерцание этого огня увидит только человек внимательный, добрый, чуткий. Человек, увидевший красоту, сам становится необычайно красив.        И от всей души пожелаем друг другу понимать красоту и быть красивыми в самом широком смысле этого слова.



Домашнее задание

  • Мини-сочинение на тему (по выбору)

  • 1.Роль художественной детали.

  • 2. Тема детства в рассказе «Красавица».

  • 3. Принцип антитезы и другие особенности композиции.

  • 4. Смысл заглавия.

  • 5. Образ красавицы и средства его характеристики.

  • 6. Что есть красота мнимая и подлинная?



Наши откровения о красоте

  • Почему-то при слове «красота» мне всегда вспоминается выражение: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Несомненно, каждый из нас хоть раз в своей жизни руководствовался этим высказыванием.

  • « В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и его мысли», - говорил А.П.Чехов.

  • Быть красивым внешне – это и просто, и сложно одновременно. Следить за своей одеждой, внешностью –лично мне это доставляет удовольствие. Тем не менее, моральные качества людей я ставлю превыше внешнего вида. Иметь душу, быть«красивым изнутри» - на это способен не каждый.

  • Я считаю, что человек действительно имеет живую, чистую душу в том случае, если он умеет любить, сострадать, доверять людям, жить по общечеловеческим нормам и законам.

  • Мне кажется, что истинно красив тот человек, который способен быть счастливым и своим счастьем приносить счастье другим.

          • Сидорова Н


Красавица

  • Во дворе нашего дома, раскинув свои могучие ветви, только покрывшаяся листвой, стояла белая берёза. Она была поистине прекрасна в своей молодости и скрытой силе.

  • Красавица… Это понятие разностороннее. Для одних это внешность, для других –духовное воспитание. Редко можно встретить человека, обладающего этими двумя видами красоты. Часто мы обращаем внимание в первую очередь на красоту внешнюю, не думая о том, что в душе этого человека. Мы судим людей по «одёжке». А между тем за этим миловидным личиком может скрываться пустота, холод. Эта красота является мнимой, в ней нет жизни, чувств, всего лишь внешность, которая со временем начнёт увядать. Ведь нельзя же быть вечно молодым и красивым. Этот человек не будет иметь ничего.

  • Бывает и наоборот. Ничем не приметный человек, «серая мышь», до которого нет никому дела, может оказаться богаче и прекраснее всех общепризнанных красавиц. Да, может быть, в ней нет ничего выдающегося, нет тех, всеми любимых, голубых глаз и золотых локонов, но есть нечто большее, нечто, что дороже всего этого. Это тоже красота, но красота нравственная. Эта девушка никогда не пройдет мимо бездомной кошки, нищего просто так, в ней всегда появятся какие-то чувства, в глазах промелькнёт огонёк сочувствия и жажда помочь.

  • Арнаутова Т.



Что есть красота?

  • Что важнее – красота внешняя или же красота внутренняя?

  • Безусловно, внешняя красота – милое личико, лебединая шея, легкая походка – немая рекомендация, ибо не зря говорят, что по одежке встречают, а провожают по уму. Но согласитесь, недостаточно только быть симпатичным, иметь приятную внешность. Ведь можно быть достаточно красивым, но при этом чёрствым, жестоким в душе. Пример тому рассказ Бунина «Красавица». Милая девушка, Красавица, сначала не замечала сына своего супруга, а потом и вовсе отослала спать его на пол, вследствие чего бедный мальчик стал ещё незаметнее, стал, так сказать, ещё больше сливаться с окружающей действительностью. И что же? За этой мнимой красотой скрывалась забота только о себе, эгоизм, она ставила себя выше других. Разве можно называть это красотой? Нет! Грош цена такой красоте!

  • Ведь настоящая красота –это красота внутренняя, душевная, сочетающая в себе такие качества, как милосердие, сострадание, нежность, да и вообще, доброе отношение к окружающим и недопустимость совершения нравственно грязных поступков по отношению к ним. Жизнь же показывает нам, что зачастую внешне красивый человек бывает в душе черствым. Даже народная мудрость отражает это: «Внешне хороша, да в жизни тяжела. Молодец красив, да на душу крив».

  • Так все же, что такое красота? «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»? Она может быть и тем и другим.. Но только красота души, этот огонь может по-настоящему согреть, светить людям, подобно солнцу.

  • Васильева Катя,



Похожие:

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconКрасота спасет мир Красота спасет мир Красота спасет мир или мир должен спасти красоту
Человек из-за своей гордыни стремится стать властелином Вселенной – он соперничает с окружающим миром: убивает животных, истребляет...

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconМир станет красота Христова… Мир станет красота Христова…
Ф. М. Достоевский "в дневнике писателя" (за 1873 год) он писал: Красота есть гармония, в ней залог успокоения, она воплощает человеку...

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconРодные просторы или вышивка крестом Как красота спасёт мир?

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconМир стоит на грани краха, поэтому то нравственность является первостепенной задачей в воспитании молодежи, да и всего человечества
Когда то бытовало изречение: «Красота спасет мир». Красоты в природе много и становиться все больше, но исчезает красота в душах,...

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconПровести лингвостилистический анализ рассказа И. А. Бунина «Красавица». Подготовиться к написанию сочинения по рассказу

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconУрок литературы в 7 классе Поэзия Бунина И. А. Учитель: Кузнецова Г. Г. Подгорненский филиал гбоу сош №1 «ОЦ» с. Борское Тема. Поэзия Бунина И. А. Цель
Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные...

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconУрок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста Цель: развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно...

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconПрезентация по русскому языку. 9 класс. «Обобщение по теме Б. С. П.»
Тема урока: Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Комплексный анализ текста. Подготовка к гиа

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский iconКомплексный анализ художественного текста Параметры и способы анализа

Урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский icon"Красотой спасется мир"(Ф. М. Достоевский) Автор проекта: Килибов Никита ученик 10 класса
Красота души этой героини в жертвенности, бескорыстной любви к людям,в готовности прийти на помощь в любых обстоятельствах

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница