Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе




НазваниеЗдоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
Д.А. МЕДВЕДЕВА Федеральному Собранию Российской Федерации «… 26
Дата03.12.2012
Размер4.15 Mb.
ТипПрезентации


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие образовательные технологии»

  • «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие образовательные технологии»

  • Европейская стратегия «Здоровье детей и подростков» (Румыния, 2005 г.)

  • Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 г.



Введение Почему дети заслуживают особого внимания?

  • Дети - это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия.



Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться

  • Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться

  • о собственном здоровье.



СТАТИСТИКА Всероссийская диспансеризация детей 2002 года позволила получить ряд характеристик состояния здоровья детей на основе существенных дополнений, включенных в протокол диспансерного обследования.

  • Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями:

  • Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%.

  • По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия:

  • в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся,

  • в школах-интернатах – у 71,9%,

  • в школах при воинских частях – у 57,4%,

  • в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%,

  • в военных училищах – у 33,4%.



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ В 1998-2000 гг. и 2005-2007 гг. (%)



Изменения показателей патологической пораженности школьников в зависимости от класса



Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом прироста заболеваемости, являются периоды обучения в 1-х,

  • Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом прироста заболеваемости, являются периоды обучения в 1-х,

  • 5-8-х и старших классах.

  • В эти же периоды наблюдается

  • и снижение умственной работоспособности.



Суммарные затраты времени на учебные занятия и удовлетворение приоритетных биологических потребностей у школьников



За последние пять лет увеличилась первичная заболеваемость в Челябинской области

  • За последние пять лет увеличилась первичная заболеваемость в Челябинской области

  • детей на 12 %, подростков на 35 %;

  • частота онкологических заболеваний возросла на 14 %, болезней эндокринной системы – на 29,8 %, болезней крови – на 36,2 %, астмы – на 43 %, болезней органов пищеварения – на 22,6 %



Наиболее агрессивные факторы, формирующие здоровье школьников на современном этапе

  • высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения;

  • педагогические технологии;

  • низкая двигательная активность;

  • нерациональное питание ;

  • снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет).



Особенно высокими темпами увеличивается распространенность

  • Особенно высокими темпами увеличивается распространенность

  • школьно-обусловленных нарушений здоровья:

  • нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,

  • функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.



Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся

  • факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (внутришкольные)

  • факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников (общепатогенные)



Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья

  • Сейчас всё чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьёзные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины



«Забалтывание» проблем здоровья

  • Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая её со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему



Сужение понятия здоровья

  • здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

  • мы живём в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов: «…основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50 – 55 %). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20 – 25 % всех воздействий, 20 % составляют биологические (наследственные) факторы и 10 % приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения» (Ю.П. Лисицын)



Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов

  • По данным экологов и медиков, большая часть территорий нашей страны – зоны экологического неблагополучия. И чем слабее, незащищённее организм человека, а именно таков организм ребёнка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды



Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов

  • К ним относится описанный в специальной литературе широкий спектр патогенных воздействий – от воздействия электромагнитных полей, в «паутине» которых мы проводим большую часть времени, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») до социально-психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях



Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения

  • 1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы облучения здоровью

  • 2. Отсутствие межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем

  • 3. Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы

  • 4. Отсутствует мода на здоровье

  • 5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.



Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения

  • Законодательная и нормативная база не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпидемнадзора



Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие состояния их здоровья

  • Исследования (опросы, анкетирование, тестирование) свидетельствуют, что учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников!»



Неблагоприятное воздействие на здоровье школьников оказывают «внутришкольные» факторы

  • Гигиенические условия (факторы): шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, мебель, видеоэкранные средства, пищеблок и др.

  • Учебно-организационные факторы зависящие в большей степени от администрации школы: объем учебной нагрузки, расписание уроков, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей в жизни школы, психологический климат педагогического коллектива и др.



Неблагоприятное воздействие на здоровье школьников оказывают «внутришкольные» факторы

  • Психолого-педагогические факторы (зависящие от учителя):

  • психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися;

  • Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;

  • Особенность работы с «трудными подростками» в классе;

  • Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;

  • Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений



Неблагоприятное воздействие на здоровье школьников оказывают «внутришкольные» факторы

  • Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

  • Обремененность учителя своими проблемами, его способность психоэмоционального переключения;

  • Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;

  • Профессиональная подготовленность учителя по вопросам ЗОТ.



Перечисленные факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».



Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

  • Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.



Определение здоровьесберегабщих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

  • Определение здоровьесберегабщих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.



Принципы и отличительные особенности ЗОТ

  • В числе главных недостатков современной системы образования России, российской школы – ее авторитарность



Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания



Индивидуализация педагогического воздействия;

  • Индивидуализация педагогического воздействия;

  • Задача учителя – научить учащегося спрашивать;

  • Творческий характер образовательного процесса ;

  • Использование активных методов и форм обучения;

  • Смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий;

  • Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока является физкультминутки и др.



Образовательная среда -

  • совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно-планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.



Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя



Варианты средового пространства



Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям:

  • организация учебного процесса;

  • книжные и электронные учебные издания;

  • нормативы веса ежедневного комплекта учебников;

  • технические средства обучения;



Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям:

  • школьное питание;

  • медицинское обеспечение;

  • санитарное состояние и содержание образовательного учреждения.



Уточнение гигиенических регламентов использования персональных компьютеров

  • Обновление компьютерного парка.

  • Использование интерактивных технологий.

  • Обоснование гигиенических требований к современным дисплеям.

  • Продолжительность занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий.



Функциональное состояние организма детей после компьютерных занятий



Важным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание. Недостаточен охват питанием (только 15-20% детей получают горячее питание в школе). Слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания, медленное внедрение новых форм организации питания школьников усугубляют негативное влияние фактора питания на здоровье детей.



ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • оптимизация школьной среды;

  • образование детей в сфере здоровья;

  • оптимизация физической активности обучающихся, воспитанников;

  • психологическое и социальное консультирование;

  • собственно медицинское обеспечение детей в школе;

  • повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей;

  • работа с семьей и общественностью микрорайона.



ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ от 24 апреля 2007 г. № 18

  • О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • (Фурсенко А.А., Зурабов М.Ю. Дворкович А.В.)



Похожие:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconМетодические рекомендации (по материалам книги Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»)
Н. К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconЗдоровьесберегающие образовательные технологии
...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе из опыта работы учителя начальных классов моу «Новоуколовская сош» Анисимовой В. И

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconОпределить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии».
«родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (Селевко, 2000), то логичным окажется...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconЗдоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе Учитель начальных классов
Электромагнит это провод, намотанный в виде катушки, а внутри её помещён стальной сердечник

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе icon«Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе». Классификация здоровьесберегающих технологий
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconЗдоровьесберегающие технологии в школе
Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам,...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconПрезентация «Развитие здоровьесберегающей среды в начальной школе» учителя начальных классов Кот Тамары Ивановны Гвардейск 2010г Здоровьесберегающие технологии
Презентация «Развитие здоровьесберегающей среды в начальной школе» учителя начальных классов Кот Тамары Ивановны

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе iconВарианты использования различных моделей интеграции в начальной школе
Несоответствие между уровнем подачи геометрического материала в учебниках математики и теми знаниями, умениями и навыками, которые...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе icon«Современные педагогические технологии в начальной школе»
Раскрыть способы применения образовательных технологий в учебном процессе начальной школы

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница