Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Наша задача




НазваниеИнтегративный подход к изучению романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Наша задача
И.С. Тургенева ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский п
Дата31.10.2013
Размер399.5 Kb.
ТипЗадача


Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".


Наша задача:

  • Проследить взаимосвязь между темами в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».



Последний роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" считается одним из самых сложных произведений ранней советской литературы. Это одновременно гротескно-фантастическая сказка о добре и зле, лирическая поэма о большой любви, философские размышления о жизни и смерти. Споры вокруг этого яркого произведения не прекращаются и по сей день.

  • Последний роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" считается одним из самых сложных произведений ранней советской литературы. Это одновременно гротескно-фантастическая сказка о добре и зле, лирическая поэма о большой любви, философские размышления о жизни и смерти. Споры вокруг этого яркого произведения не прекращаются и по сей день.



В романе основные действующие лица объединяются в три независимые группы: Мастер и Маргарита; Воланд; Иешуа и Пилат. Темы Иешуа – Пилата начинают раскрываться во всем своем трагизме до появления Мастера.

  • В романе основные действующие лица объединяются в три независимые группы: Мастер и Маргарита; Воланд; Иешуа и Пилат. Темы Иешуа – Пилата начинают раскрываться во всем своем трагизме до появления Мастера.



Иисус Христос появляется как пленник Пилата. Он называет себя Иешуа Га-Ноцри. Между Пилатом и Иешуа происходит динамичный диалог, изменивший отношение прокуратора к его пленнику.

  • Иисус Христос появляется как пленник Пилата. Он называет себя Иешуа Га-Ноцри. Между Пилатом и Иешуа происходит динамичный диалог, изменивший отношение прокуратора к его пленнику.

  • Короткой встречи оказалось достаточно, чтобы Пилат навсегда попал под влияние бродячего философа.



С момента встречи с Иешуа что-то случилось с неустрашимым воином Пилатом Понтийским. Его во сне и наяву преследует одно и то же желание – он хочет "разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". В итоге, отбыв свое наказание ожиданием в течение более двух тысяч лет, Пилат получает прощение. Мастер заканчивает тему Понтия Пилата: "– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!..

  • С момента встречи с Иешуа что-то случилось с неустрашимым воином Пилатом Понтийским. Его во сне и наяву преследует одно и то же желание – он хочет "разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". В итоге, отбыв свое наказание ожиданием в течение более двух тысяч лет, Пилат получает прощение. Мастер заканчивает тему Понтия Пилата: "– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!..



Процесс Мастера и Маргариты полностью симметричен процессу Понтия Пилата и Иешуа. Здесь также сильно взаимодействие между основными героями, начавшееся с первой встречи. Образ Маргариты, так же, как и Понтия Пилата, описан в романе более детально по сравнению с образами Мастера и Иешуа.

  • Процесс Мастера и Маргариты полностью симметричен процессу Понтия Пилата и Иешуа. Здесь также сильно взаимодействие между основными героями, начавшееся с первой встречи. Образ Маргариты, так же, как и Понтия Пилата, описан в романе более детально по сравнению с образами Мастера и Иешуа.



В системе Мастер – Маргарита вначале трудно выделить управляющую тему. Но во второй части романа Маргарита явно захватывает лидерство. Она активно борется за судьбу Мастера, на равных вступает во взаимодействие с темой Воланда, наказывает людей, причинивших зло Мастеру, ведет его к вечному покою.

  • В системе Мастер – Маргарита вначале трудно выделить управляющую тему. Но во второй части романа Маргарита явно захватывает лидерство. Она активно борется за судьбу Мастера, на равных вступает во взаимодействие с темой Воланда, наказывает людей, причинивших зло Мастеру, ведет его к вечному покою.



Симметричность систем Иешуа – Пилата и Мастера – Маргариты распространяется и на описания действий внутри тем. "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день..." (о Пилате). «...Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она несла желтые цветы. Нехороший цвет" (о Маргарите).

  • Симметричность систем Иешуа – Пилата и Мастера – Маргариты распространяется и на описания действий внутри тем. "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день..." (о Пилате). «...Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она несла желтые цветы. Нехороший цвет" (о Маргарите).



Воланд в романе представлен двумя образами: Воланд – человек (профессор черной магии, иностранец) и Воланд – князь тьмы. Общий образ Воланда следует рассматривать как сложный, состоящий из двух активно взаимодействующих тем. Воланд-человек, разбираясь в земных делах, постоянно сталкивается со злом. Но сам он не наказывает людей, а выполняет это при помощи Воланда-дьявола и его помощников.

  • Воланд в романе представлен двумя образами: Воланд – человек (профессор черной магии, иностранец) и Воланд – князь тьмы. Общий образ Воланда следует рассматривать как сложный, состоящий из двух активно взаимодействующих тем. Воланд-человек, разбираясь в земных делах, постоянно сталкивается со злом. Но сам он не наказывает людей, а выполняет это при помощи Воланда-дьявола и его помощников.



Восприятие зла идет посредством Воланда-дьявола, который сразу распознает его. Воздействие зла на Воланда-дьявола носит скрытый (информационный) характер. (Какое зло может причинить человек Властелину зла?) Интересно, что Воланд-дьявол представлен Булгаковым не как источник зла, а как высокопрофессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его.

  • Восприятие зла идет посредством Воланда-дьявола, который сразу распознает его. Воздействие зла на Воланда-дьявола носит скрытый (информационный) характер. (Какое зло может причинить человек Властелину зла?) Интересно, что Воланд-дьявол представлен Булгаковым не как источник зла, а как высокопрофессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его.



С алгоритмической точки зрения в романе "Мастер и Маргарита" действуют три процесса, состоящие из двух сильно взаимодействующих тем. Ни один из этих процессов не подчинен никакому другому. Разорвать отдельный процесс, считая главными более мелкие, например только тему Пилата или Мастера, нельзя – разрушится целостность системы.

  • С алгоритмической точки зрения в романе "Мастер и Маргарита" действуют три процесса, состоящие из двух сильно взаимодействующих тем. Ни один из этих процессов не подчинен никакому другому. Разорвать отдельный процесс, считая главными более мелкие, например только тему Пилата или Мастера, нельзя – разрушится целостность системы.



Вывод:

  • Мы проанализировали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»и обнаружили взаимосвязь между темами.



Использованные ресурсы:

  • http://m-bulgakov.narod.ru/

  • http://m-a-bulgakov.narod.ru/raznoe/izychenieromana.htm



Похожие:

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconПо изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Павел русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова,...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconМ. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Цели познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; помочь...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconИстория создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Павел русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова,...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconЭпоха 30-х годов. Творческая история романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Павел русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова,...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconСоздание документального фильма о прототипах и топонимах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Павел русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова,...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача icon«Художник и власть» История создания романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Трагедия Мастера
Павел русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова,...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconФедеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6». Таджикистан. Роман Михаила Булгакова«Мастер и маргарита» Роман «Мастер и «Маргарита» – главный в творчестве Булгакова.
«Средняя общеобразовательная школа №6». Таджикистан. Роман Михаила Булгакова«Мастер и маргарита» Роман «Мастер и «Маргарита» главный...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconТри мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Павел русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова,...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconРоль библейских глав в романе М. Ф. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная...

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\". Наша задача iconВоланд персонаж романа Мастер и Маргарита возглавляющий мир потусторонних сил Воланд персонаж романа Мастер и Маргарита возглавляющий мир потусторонних сил
Цель данной магистерской диссертации заключается в выявлении специфики развития и функционирования мотивов греха и покаяния в семантической...

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница