Сочинение на лингвистическую тему ?




НазваниеСочинение на лингвистическую тему ?
Дата11.12.2012
Размер0.62 Mb.
ТипСочинение





1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

  • Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

  • Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

  • Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

  • Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии и т.д.

  • А также нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.



2. Как может быть сформулирована тема сочинения?

  • Роль антонимов в речи

  • Роль синонимов в художественном тексте

  • Почему в текстах художественного стиля используются простые нераспространённые предложения?

  • Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?

  • Почему не всегда ставятся запятые перед союзными словами?

  • Когда мы ставим запятые в предложениях с определениями?

  • Роль однородных членов в речи

  • Разряды и функции частиц в русском языке

  • Зачем нужны повторы в письменной речи?

  • Зачем придумываются новые слова?

  • Диалог и прямая речь. Их роль в языке

  • Роль цитат в речи

  • Роль архаичных слов в речи и т.д.



Как сформулировано задание: 

  • Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А.Лиханова.

  • Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.

  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

  • Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

  • Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

  • Остановимся на них подробнее.



Как начинать сочинение?

  • Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

  • Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

  • Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.

  • Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.

  • Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.



Рассмотрим несколько вариантов вступления:

  • Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.

  • Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.

  • Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

  • Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.

  • Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.



Как писать основную часть?

  • Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

  • В основной части вы должны назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство). См. критерий С1К1.

  • Помните, что функции должны быть разные! Например, ТИРЕ имеет две функции: оно используется для разделения членов предложения и для выделения.

  • Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.

  • Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую (на примере темы сочинения из ДЕМО-2011):

  • 1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется тире в предложении;

  • 2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых вы сможете проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров.

  • Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.



Как оформлять примеры в сочинении?

  • Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2):

  • • примеров должно быть не менее 2;

  • • примеры должны быть из указанного текста;

  • • примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;

  • • каждый пример должен соответствовать указанной функции;

  • • пример без указания на функцию не учитывается.



Во-вторых, оформлять примеры в сочинении 3-мя способами:

  • 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.

  • Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину - не догадался».

  • Или предложение заключается в скобки.

  • Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).

  • В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

  • Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: "...сказка заставляет...тревожиться, радоваться".

  • 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

  • Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16).

  • 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

  • • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

  • • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.

  • • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

  • • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

  • • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

  • • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

  • Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.

  • Например, так: Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: "пара".



. О чём писать в заключении?

  • Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

  • Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.

  • В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.

  • Помните, что они выделяются запятой!

  • А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.



Рассмотрим несколько образцов заключения

  • Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

  • Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

  • Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.



  • Образец 4. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

  • Образец 5. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

  • Образец 6. Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!



Сколько абзацев должно быть в сочинении?

  • Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).

  • Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:

  • • 1 абзац - тезис,

  • • 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,

  • • 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,

  • • 4 абзац - вывод.



Каким должен быть объём сочинения?

  • Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

  • Хочу заметить, что выпускнику, умеющему рассуждать и излагать свои мысли, уложиться в 50 слов будет сложно! Таким ученикам объём сочинения можно увеличить ориентировочно до 250 слов.

  • При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.

  • Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.











































Похожие:

Сочинение на лингвистическую тему ? iconТема урока Что такое «сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему это анализ высказывания на теоретическом уровне и подтверждение примерами-аргументами...

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему Умение рассуждать на лингвистическую тему. Умение рассуждать на лингвистическую тему
Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012) Задание 1
Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,...

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему
Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?»

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСтроение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Вы можете писать работу в научном или публицис-тическом стиле, раскрывая тему на лингвисти-ческом материале. Начать сочинение Вы...

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСочинение на лингвистическую тему ?
Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части

Сочинение на лингвистическую тему ? iconУрока: Повторить алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Развивать навыки написания сочинений на лингвистическую тему Усвоить способы и приемы редакторской правки
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСочинение на лингвистическую тему
В первом предложении запятая позволяет акцентировать внимание на обращении, так как при чтении мы делаем паузу на её месте, тем самым...

Сочинение на лингвистическую тему ? iconСочинение на лингвистическую тему (подготовка к гиа (С 1)) учитель моу «сош №19» Гузенкова М. Н. Обратимся к критериям Обратимся к критериям
Привести аргументы (доказательства) этого тезиса (не менее 2-х) из предложенного текста, которые иллюстрируют различные языковые...

Сочинение на лингвистическую тему ? iconУрок развития речи сочинение описание по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Сочинение описание Сочинение Изложение своих мыслей на заданную тему

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница