Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20»




НазваниеШалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20»
.н.э. Основателем ислама был пророк божий Мухаммед - араб, живши
Дата01.11.2013
Размер0.8 Mb.
ТипПрезентации


Слово поэта

Шалаева Мария, ученица 7 б класса МБОУ «СОШ №20»

г. Салават

На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах. Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.



Исторические песни о войне 1812 года

В этом цикле особое место по своей поэтике занимает песня “Любизар”. В ней не дается картина какого-то определённого события, как того требует специфика жанра. Напротив, она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и заканчивая возвращением домой башкирских конников после блистательного завершения войны.

Башкирские сказители - сэсэны

Башкирское сказительство представляют йырау, сэсэны, в своем искусстве соединяющие и поэтическое импровизаторство, и исполнение известных жанров народного творчества. На более древние истоки происхождения слова указывает тот факт, что дедушку-основоположника сасанидской династии Бабакана Ардашира (224—651 гг. д.н.э.) — великого жреца звали Сасан. Возможно, память о выдающихся способностях великого мага, провидца и мастера слова запечатлелась в назывании башкирских поэтов-импровизаторов сэсэнами.

Сэсэн "не будет защищать зло", "в защите справедливости равного ему нет", "его язык — это язык народа", "его глаза — это глаза страны" и т.д. — так определяется его личность в изречениях, пословицах. История духа башкирского народа и история его выживания неразрывно связаны с именами и феноменальной самоотверженной деятельностью философов, дипломатов, поэтов и воинов — сэсэнов.

Русский писатель Ф.Д.Нефедов, который "слушал пожилого башкира-кураиста" и записал эпическое сказание "Ушкуль", писал: "он поет, возбуждая в слушателях благоговейное внимание и сочувствие…. Вызывает у слушателей или улыбку и радость, или безграничную печаль и нередко слезу". Незабываемое впечатление оказало речитативное пение (основной стиль кубаира) байгуша-старика на Д.Н.Мамина-Сибиряка: "Меня поразило это пение. В нем сказывалось такое отчаяние, такая безысходная тоска… Кажется, кругом все плакало…". Башкирские сэсэны, сказители сочиняли и исполняли в основном эпический жанр — кубаир — героико-патетические, напевно-речитативные, гимнические песнопения, сопровождая телодвижением, игрой на курае, жестикулируя и т.д.

Среди всех сэсэнов ХХ в. Мухаметша Бурангулов отличается тем, что лишь в его творчестве сохраняется традиция сочинения кубаиров, 8—16 строфных по этических сказаний.



Человек несгибаемой воли, яркий образец целеустремленности и самоутверждения, он создал произведения, наполненные героикой и любовью к родине.

Кубаир М.Бурангулова "Ватан hуғышы" ("Отечественная война") вышел отдельной книгой с предисловием Г.Амири — "Поэма о народном героизме и народной дружбе" (1949 г.).

По сюжету кубаира Баик Айдар — славный сэсэн XVIII века, благословляет батыров на Отечественную войну 1812 года.

Кубаир представляет собой поэтическую хронику, повествующую о походе башкирских войск, победе и "взятии дворца Наполеона". М.Бурангулов проводит идею особой необходимости личности сэсэна-трибуна в трудное время. Герои легенд, преданий, реальные батыры, полководцы выстроились под воззвания легендарного Баика Айдара, произнося клятвы.

Баик Айдар (башк. Байыҡ Айҙар1 декабря 1710 — 1 октября 1814) — выдающийся башкирский поэт-импровизаторсэсэн, певец, танцор, воин, борец за справедливость и свободу башкирского народа.



Дожил сэсэн и до Отечественной войны 1812 года. И снова звучали его песни, его пламенные стихи. Теперь он напутствовал полки башкирских батыров, отправлявшихся на поля сражений с армией Наполеона. А когда те вернулись после окончания войны, встретил победителей песней, прославляющей их подвиг. Впоследствии это песня стала называться «Байык».



Из дошедшего до нас его поэтического наследия наиболее известны «Айтыш (состязание) Баик-сэсэна с казахским акыном Бухаром» («Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аkыны Бохар менән әйтеше»), «Обращение Баик-сэсэна к батыру Салавату» («Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне»), поэтическое обращение «К башкирским воинам-защитникам» («Ил hаҡлаусы башҡорт яугирҙәренә»), а также народные песни «Юрюзань» («Йүрүҙәнкәй»), «Уҡтар аттым», «Песня Баик-сэсэна» («Байыҡ-сәсән йыры»).



Баик Айдар является автором популярного танца «Байык». Это старинный башкирский танец, первоначально исполнявшийся во время эпических представлений. Ныне существует несколько вариантов танца, но обязательно исполняют его пожилые башкиры (а если молодые – то подражают старикам, имитируют их).



Насмешливо изображает сэсэн Мухаметша Бурангулов в кубаире «Ватан һуғышы» Наполеона: "Словно шайтан, испугавшийся грозы". Баик Айдар саркастично обрисовывает французов:

Тот, кто против вас идет,

Тонконогий, барчук он белый,

С сердцем маленьким, с головой куриной,

С длинными пальцами, щекою впалой,

На коне держаться не умеет — такой

Враг будет стоять пред тобой!

Творчество сэсэнов являет собой ценное художественное наследие, объективно отразившее реалии исторического периода, сыгравшее важную подвижническую, консолидирующую, воспитательную роль. Продолжая лучшие традиции сказителей, башкирские поэты-импровизаторы сыграли важную роль в поддержании духовно-психологической стойкости, самоотверженности масс, вдохновенно-ораторским словом и пером высекая и произнося животворный, благословляющий клич Сэсэна.



200 лет победе России в Отечественной войне 1812 года



Похожие:

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconПрезентация на тему «Чудесный город Пятигорск» Презентацию выполнила ученица 9 класса мбоу «Степная сош» Зульфугарова Гульнара Фазиловна
Презентацию выполнила ученица 9 класса мбоу «Степная сош» Зульфугарова Гульнара Фазиловна

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconРаботу выполнила ученица 7-а класса мбоу сош №19 Работу выполнила ученица 7-а класса мбоу сош №19

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconО. Генри Выполнила ученица 7а класса мбоу «Назиевская сош» Кузьмина Настя

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconОсвобождение Кубани от фашистов
Белым Н. Ф. учитель истории мбоу сош №50 г. Краснодара; Колаян Л. ученица 6 б класса

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconВыполнила ученица 7 «а» класса моу сош №14 Андреева Мария
...

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconИсследовательский проект «Сильные Духом»
Афоненко Вера– ученица 10 класса; 4 Капорина Екатерина ученица 8 класса; 5 Напреева Елизавета – ученица 8 класса; 6 Михеев Артём...

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconИсследовательский проект «Сильные Духом»
Афоненко Вера– ученица 10 класса; 4 Капорина Екатерина ученица 8 класса; 5 Напреева Елизавета – ученица 8 класса; 6 Михеев Артём...

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconВыполнила ученица 11 класса мбоу сош с. Озёрный мр учалинский район рб булякбаева Алия Аликовна Руководитель – Янтурина Римма Вазировна
...

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconРазработчики
Мбоу сош №8 г. Туймазы Хасанова Э. А., Мбоу сош д. Нуркеево Ситдикова Ф. М, Мбоу сош с. Ильчимбетово Шамсутдинова Н. Р., Мбоу оош...

Шалаева Мария, ученица 7 б класса мбоу «сош №20» iconПодготовила: Батогова Мария, ученица: 4в класса Сергеева. А. Ю моу сош №1 Р. Татарстан г. Бугульмы 2011 год
Уши. Маленькие и тонкие. Высоко поставлены и широко расставлены по отношению к друг другу

Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru


База данных защищена авторским правом ©rpp.nashaucheba.ru НашаУчеба
связаться с администрацией
rpp.nashaucheba.ru
Главная страница